В Ставрополе установят бюст сотрудника КГБ, устранявшего белогвардейцев и беглых русских
Фото: 1917 год, Северный Кавказ. Революция
Читайте также:
- Кандидатов в депутаты от партии «Единая Россия» заподозрили в нарушении предвыборной агитации (12.08.2021 19:40)
- Коррупцию, фальсификацию и беспредел правоохранителей со ставропольцами обсудили представители «Новых людей» (12.08.2021 21:03)
- Адвокаты потеряли подозреваемого во взяточничестве главу ГИБДД Ставрополья Алексея Сафонова (12.08.2021 13:07)
В центре краевой столицы собираются установить бюст сотрудника КГБ, который сто лет назад работал на сталинскую разведку и «устранял» белогвардейцев, а также русских людей, сбежавших от советской власти за границу. Памятник ставропольцу Георгию Косенко поставят возле городской школы №6.
Ставропольские чиновники собираются увековечить память бывшего земляка и советского разведчика, который в 30-х годах прошлого века работал на сталинское КГБ. Бронзовый бюст Георгия Косенко установят на гранитном постаменте около городской школы №6. К слову, в этом году образовательному учреждению присвоили имя бойца «невидимого фронта». Почему на лицо советского убийцы будут смотреть дети и как к этому относятся историки, разбирался «Блокнот Ставрополь».
Как писал на просторах «Независимой газеты» Владимир Антонов — ведущий эксперт Кабинета истории внешней разведки, Георгий родился в семье служащего в 1901 году. Когда ему было 17, в развалившейся стране бушевала революция. Отец Косенко участвовал в событиях 1918 года, за что был расстрелян белогвардейцами. Поэтому Георгий, не колебаясь, встал на сторону неокрепшей советской власти. Уже в 19 лет он является профессиональным разведчиком, борется с интервентами и белогвардейцами. Простыми словами: находит и устраняет своих земляков, мешающий революции.
Благодаря знанию иностранных языков, Георгия в 1933 году переводят в отдел внешней разведки КГБ. Сперва он отправляется в Китай, где под фальшивым именем искал и боролся с эмигрантами, не признавшими СССР. Например, не без участия Косенко, в 1935 году были уничтожены десять японских банд, состоящие из 180 человек.
«В январе 1936 года Георгий был вынужден возвратиться в Москву. Врачи подлечили разведчика, и уже в мае руководством было принято решение о направлении его руководителем легальной резидентуры в Париж», — писал Антонов.
Основной задачей Косенко являлся сбор информации по вопросам внешней и внутренней политики руководителей Франции. Но не только этим занимался разведчик. По информации исследователя, КГБшник воровал документы и образцы новейших французских изобретений в области авиации, бронетанковой техники, стрелкового оружия, после чего успешно отправлял их в Москву.
Но главной заслугой Косенко историки отмечают похищение генерала Русского общевоинского союза Евгения Миллера. Произошло это 22 сентября 1937 года, а ровно через неделю белогвардеец был доставлен в Москву и помещен в лубянскую тюрьму. Миллера расстреляли в 1939, а Косенко за выполнение операции, наградили орденом Красного Знамени.
Однако не так уж успешно сложилась карьера ставропольского чекиста. Ни для кого не секрет, что Бронштейн с Джугашвили (прим.ред, — настоящие фамилии Троцкого и Сталина) не ладили и жаждили смерти друг друга. В конце 30-х Георгий Косенко работал в паре с испанский разведчиком Александром Орловым. Они создали специальную школу по подготовке разведывательно-диверсионных групп для проведения операций за линией фронта. Косенко через агентов подобрался к Льву Давидовичу и в 1936 выкрал так называемый «архив Троцкого»: огромное количество рукописей, статей и писем Льва Давидовича, общим весом около 80 кг, после чего отправил его Сталину.
Тексты Бронштейна раздосадовали советского правителя и Косенко было поручено задание по внедрению в окружение Льва Троцкого агентов, которые могли бы убить сбежавшего за границу революционера. Но выполнить это задание ставропольский разведчик не успел. Тот самый Орлов, который находился в окружении Троцкого, сбежал вместе с семьей за границу со всеми секретами разведки. Сталин боялся, что его операция провалится и через главу НКВД Николая Ежова — одного из главных убийц первой трети XX века — передал испанскому разведчику, что его не тронут, если тот будет молчать.
Однако Орлов молчать не стал. От имени американца Штейна он написал Троцкому письмо, в котором сообщил, что в окружении Льва Давидовича находятся потенциальные враги и убийцы. Операция была провалена, Джугашвили пришел в бешенство и приказал Лаврентию Берии — министру внутренних дел СССР — разработать новую операцию по устранению Троцкого, а вместе с тем «наказать» всех чекистов, причастных к прошлому провалу.
Косенко вернули на Родину. И поместили во внутреннюю тюрьму НКВД, где в одной из камер находился похищенный когда-то ставропольским разведчиком генерал Евгений Миллер. А в ночь с 20 на 21 февраля 1939 года Георгия Косенко «по-тихому» расстреляли. Посмертно оправдан ставропольчанин был лишь в 1956. К слову, именно в этот год на двадцатом съезде КПСС первый секретарь ЦК Никита Хрущев развенчал культ личности покойного Джугашвили, рассказав о всех его жестоких преступлениях и нарушениях.
«Блокнот» побеседовал со ставропольским преподавателем истории, которая считает, что ставить памятник — весьма спорный вопрос.
— Установка памятника на территории школы, в городе, где чекист родился, наверное, преждевременна. Спустя сто лет после жизни человека, оценивать его поступки объективно практически невозможно. В условиях нынешнего, достаточно негативного отношения к советскому прошлому я бы лично остерегалась ставить памятник конкретному человеку, да еще и в школе, — считает педагог, не пожелавшая раскрывать свое имя по этическим соображениям. — Деятельность любого человека, особенно, если он имеет отношение к политике, всегда оценивается жизнями людей. Нравится это кому-нибудь или нет, но это действительно так. То, что Георгий работал в КГБ, был чекистом, безусловно говорит о его прямых обязательствах. Он предавал, подставлял и поставлял людей, играл их жизнями и судьбами. В условиях современного взгляда на человеческую жизнь, это дает повод задуматься, правильно ли он поступал. В условиях того времени, когда жизни людей не ценились, а идеология ставилась на первое место, это было нормальным явлением.
Историк поделилась мнением, зачем и почему такой памятник устанавливают именно сейчас.
— Патриотизм, который нам сейчас пытаются привить, в подавляющем большинстве случаев опирается на историю Советского Союза. Все пронизано советской идеологией. Биографию Косенко, конечно, почистят, сделают более полезной, светлой, возвышенной. Школьники будут смотреть ему в лицо, как смотрят сейчас на памятники Ленина, князя Владимирова. Может быть, для изучения истории Ставропольского края это будет полезным. Но все же, подбирать героев нужно тщательно, — добавила собеседница.
То, что Георгий служил Сталину и выполнял его приказы, ставропольчанка считает следствием эпохи.
— Косенко служил тому человеку, в которого верил. А то, что он был съеден системой, к сожалению, в истории совершенно нормально. Власть поглощает и уничтожает тех, кто ее создал — это закон, — заключила историк.
Виктор Швыдченко
Новости на Блoкнoт-СтавропольСтолкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ