Ставрополь Четверг, 25 апреля
Экономика, 16.07.2020 09:58

CоVID-реформы: что изменилось в отраслях экономики

Главное событие весны-2020 — пандемия COVID-19 — внесла коррективы в привычное течение жизни. Экономика столкнулась с беспрецедентными вызовами. Российский экономический университет имени Плеханова проанализировал, как изменились разные отрасли в ответ на «ковидный кризис».

ТОРГОВЛЯ

Сфера торговли претерпела временные, но драматические изменения в связи с прямым запретом на работу большинства магазинов. Как и многие отрасли, продавцы перешли в сеть. Исследователи наметили определенные тенденции, появившиеся в торговой сфере во время пандемии.

1. Рост продаж в сети ускоряется. Однако аналитики считают, что этот рост скорее искусственный и вернется к прежним показателем после кризиса.

2. Крупные онлайн-площадки укрепляют свои позиции. Такие компании, как Ozon, Wildberries, Alibaba (владелец онлайн-магазинов Aliexpress, TMall, Taobao) оказались в выигрышной позиции, так как уже имели отлаженную систему онлайн-торговли, и им пришлось внести лишь небольшие корректировки — например, введение бесконтактной доставки.

— Разрыв в потенциале крупных онлайн-ритейлеров и малых/средних предпринимателей стал непреодолимым. И самое главное, сделал невозможным справедливую конкуренцию. Анализ показывает, что уже в мае 2020 года большинство средних и малых онлайн-предприятий, как перекупщики, столкнулись с нехваткой товара. И были вынуждены перейти на режим «заказа» и трехдневной поставки до 80% ассортимента. В ближайшей перспективе малый и средний бизнес из этой сферы будет «выдавлен», а сохранившийся – встроится в торговые системы на условиях франшизы, — говорит Вячеслав Чеглов, профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова.

3. Крупные компании попытались заменить агрегаторы (безуспешно). Большие офлайн-магазины стали активно вкладываться в создание собственных интернет-магазинов, чтобы «перехватить» потенциального покупателя. Однако время показало, что заказчики и обычные покупатели все же предпочитают работать с агрегаторами, так как их система оказалась более отлаженной и понятной. Идея использовать магазины как пункты выдачи товаров провалилась.

4. Клиентская база расширилась. Большая часть покупателей перешла на онлайн-шопинг временно. Офлайн-торговля обещает почти полностью восстановиться после кризиса и снятия ограничений.

В целом аналитики приходят к выводу, что малый и средний бизнес в сфере торговли не переживет пандемию, и у покупателя останется лишь несколько крупных игроков на рынке в качестве выбора.

— В регионах России процесс проникновения «цифры» происходит с опозданием. Здесь более «консервативный» покупатель и развитие онлайн-технологии идет медленнее, через агрегаторы, а также совместные проекты почты России и федеральных сетей, — добавил Вячеслав Чеглов.

ТРАНСПОРТ

Транспортные компании попали в число самых пострадавших от пандемии отраслей — что неудивительно, учитывая тотальный запрет на передвижения, сохранявшийся месяцами. Закрытие границ большинством стран мира практически парализовало авиаперевозки. Также не стоит забывать о том, что нефтяной рынок также пострадал от пандемии, что сказалось на ценах на топливо.

Что касается российских авиакомпаний, с 27 марта были остановлены всемеждународные перелеты.

Еще в марте оценка потерь всех авиакомпаний находилась в коридоре от 70 до 100 миллиардов рублей. Один лишь запрет полетов в Китай «отнял» у авиакомпаний 10,5 миллиарда рублей (шесть из которых пришлось на «Аэрофлот»). В этой ситуации выделение поддержки в объеме 23,4 миллиардов рублей со стороны Правительства в мае месяце выглядит весьма своевременным и актуальным — средства были направлены на покрытие текущих и операционных расходов (зарплату персонала, лизинг судов, оплату стоянки и т.д.).

Что касается железных дорог, продажи билетов упали этой весной на одну пятую. Сильнее всего это коснулось перевозок на дальние расстояния. А к концу весны продажи РЖД обрушились аж на 75%.

Как видно, российские транспортные компании испытали тяжелейший удар во время пандемии, и даже внушительная государственная поддержка не сильно меняет ситуацию. Однако аналитики считают, что это подтолкнет отрасль к позитивным изменениям, потребность в которых зрела годами.

— Как видим, «коронакризис» дал толчок для агрессивных (в хорошем смысле) инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры востока страны, что в последние годы лишь обозначалось в качестве проблемы, но не реализовывалось через конкретные действия. Это уже позитив. Коронакризис, с которым столкнулся весь мир, научил транспортную отрасль (и не только ее) оперативно оптимизировать свою деятельность «под» меняющиеся обстоятельства, гибко переходить в онлайн-режим из привычной работы в офисе. Эти навыки однозначно будут применены в дальнейшем и позволят генерировать повышенную «маржинальность деятельности», что в уже среднесрочной перспективе сможет позитивно повлиять на темп экономического роста экономики страны. Впрочем, время покажет, — комментирует Олег Чередниченко, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова.

С июня ограничения на передвижения стали постепенно сниматься. Это коснулось как внутренних, так и внешних перевозок. Несмотря на это, аналитики считают, что авиа- и железнодорожные компании смогут компенсировать потери от нескольких месяцев самоизоляции не ранее 2021 года.

Алиса Татарова

Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

  Тема: Коронавирус  
Ставропольеэкономикакоронавирусторговлятранспорт
0
0