Ставрополь Четверг, 21 ноября
Общество, 17.07.2024 19:00

Не до смерти и ладно? Можно ли на Кавказе воспитывать жен кулаками

После высказывания казанского имама о возможности легких телесных наказаний для непокорных жен, «Блокнот» поговорил с представителями мусульманского и православного духовенства о допустимости подобных «методов воспитания» на Кавказе. Подробности — ниже.

Бить нельзя, но можно побивать? Такая неоднозначная дискуссия разгорелась в стране после выхода интервью казанского имама о секретах семейной жизни и правилах воспитания строптивых жен.

Не шлепок, а похлопывание?

И хотя после Хазрат Тимур Камаев всячески оправдывался, что его слова были вырваны из контекста, и он не давал мужчинам индульгенции на рукоприкладство, если не остается синяков и увечий, все же звук выстрела раздался. Причем эхо его донеслось и до Северного Кавказа, где мусульманское население представлено очень обширно, и во всех республиках ислам является основным  вероисповеданием. Следовательно, что не запрещено, дозволено всем?

Однако, как заверил корреспондента «Блокнота» муфтий Ставрополья Мухаммад-хаджи Рахимов, ни о каких вариациях рукоприкладства в исламе речи не идет. Женщин бить нельзя — ни кулаком, ни рукой, ни, тем более, какими-либо подручными средствами. Шариат категорически против этого, как и не приемлет иные виды насилия. Да и вообще любая проповедь среди верующих обязательно затрагивает акцент уважительного отношения к слабому полу.


Муфтий Мухаммад Рахимов/ фото: Духовное управление мусульман СК

«Ислам осуждает рукоприкладство. Особенно, если оно касается женщин. Свое порицание или недовольство мужчина может выразить лишь легким похлопыванием рукой по плечу. У нас очень уважительное отношение к женщинам, в том числе и потому, что все помнят слова посланника Аллаха. Тот же сказал, что «дорога в благословенный рай лежит у ног матерей», — отметил муфтий.

Конституцию заменяют родители…

Вот только помнят об этом далеко не все, уверяет правозащитница и основательница проекта «Марем» Светлана Анохина. Начиная с 2020 года, активисты оказывают экстренную помощь кавказским женщинам, пострадавшим от домашнего насилия. И, как рассказала в беседе с «Блокнотом» Светлана Анохина, народная тропа, вытоптанная десятками избитых женщин, желающих уйти от тирана-мужа, к ним не зарастает.

«Мужчины на Кавказе могут избивать своих жен за что угодно: сидела в телефоне, долго общалась с подругой, за пререкания, отказ в физической близости. Но вместе с тем, это не только проблема Кавказа, бьют женщин по всей стране. Здешние республики отличаются только тем, что здесь не к кому обращаться за защитой. В полицию никто не обращается, как и нет даже номинальной Конституции. Все эти институты молодым женщинам, вышедшим замуж и столкнувшимся с побоями и насилиями, заменяют родители, которые зачастую против разводов. Если семья девушки скажет «нет» и откажется забирать ее, она остается один на один со своей проблемой», — делится Светлана.


Руководитель движения «Марем» Светлана Анохина/ фото из личного архива

За четыре года работы группы «Марем» волонтеры не раз слышали истории, которые можно положить в основу любого триллера. И везде красной нитью проходит родительский совет «терпеть».

«В большинстве случаев родители против разводов, не считая побои достаточным основанием разрушать семью. Я до сих пор помню девушку, которая обратилась к нам за помощью и хотела сбежать от мужа, но в итоге потом сдалась со словами: «Ну, ладно, как-то буду жить. Вон, у мамы сломана челюсть, у тети — несколько ребер, и ничего», — рассказывает правозащитница.

Впрочем, если даже жертве удалось убежать, далеко не всегда это история со счастливым концом. Бывает и так, что беглянки сами возвращаются обратно.

«Если ты привыкла жить в тесном окружении семьи, где тебя одновременно держали и в качестве рабыни, нагружая работой, и оранжерейного цветка, не выпуская из дома, очень сложно взять ответственность за свою жизнь и адаптироваться к новым реалиям. Но я не знаю ни одно случая, чтобы после такого протеста с побегом жизнь у кого-то улучшилась», — признается Светлана.

 «Мы хлеб выбираем тщательнее, чем супруга»

Между тем, как отмечает протоирей Владимир Волков, в христианстве вопрос о том, допустимо ли бить супруга, даже не стоит.


Протоирей Владимир Волков/ фото из личного архива

«Бог есть любовь, причем любовь жертвенная, осознанная и разумная. Вступившие в брак мужчина и женщина становятся единой плотью. Ранее была очень хорошая практика, когда перед свадьбой устраивали мальчишники и девичники, чтобы попрощаться с друзьями, показав, кто теперь для него стоит на первом месте. И фундаментом в этом браке должна быть любовь, тогда и вопрос о рукоприкладстве сам собой отпадает», — отмечает священник.

Отец Владимир также напоминает о том, как важно ответственно подходить браку, выбирая супруга раз и навсегда. Дескать, «мы, когда в булочную идем за хлебом, и то думаем, какой выбрать», так и связывание себя с другим человеком не терпит суеты. Что же касается расхожей фразы из Библии о том, что «да убоится жена мужа своего», по словам Владимира Волкова, здесь общество также столкнулось с неверным толкованием.

«Речь в ней не о страхе перед рукоприкладством и расправой, а о возможности потерять супруга. Поэтому в супружеских отношениях важно отринуть гордыню, идти друг другу на уступки, не пытаться изменить человека, а научиться любить таким, какой есть», — уверяет священник.

Словом, в выражении «бить нельзя любить», правильная грамматика выглядит следующим образом: «бить нельзя, любить». Но, к сожалению, ошибки человек допускает не только на бумаге. Как быть в этих случаях?

Если ударил один раз….

Психолог Евгения Ефремова уверена, что прощение и терпение — все-таки путь в никуда.


Психолог Евгения Ефремова/ фото из личного архива

 «Конфликты и ссоры есть в каждых отношениях и семье, но зачастую в их истоке лежит невысвобожденное количество негативных эмоций и энергии. И если в здоровых отношениях люди учатся находить выход из ситуации, вместе с тем есть и такие конфликты, где мужчина позволяет поднять руку на женщину, причем зачастую обвиняя ее в провокации. Причин этому может быть множество. Например, он мог видеть подобные взаимоотношения в собственной семье, или сказывается неуверенность в себе», — отмечает психолог.

Евгения настаивает на том, что оправдывать и терпеть подобное отношение нельзя.

«Если человек ударил один раз, он это сделает снова, как только появится малейший повод, в котором агрессор не справится с эмоциями. Единственный путь, чтобы не потерять себя — выйти из таких отношений, как бы сложно это ни было», — советует Евгения.

Ранее эксперты рассказали «Блокноту» о том, стоит ли запретить ношение никабов на Ставрополье, и боятся ли «людей в черном» туристы.

Марина Кандрашкина


Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

насилиеКавказизбиениесемьяБлокнот СтавропольСтавропольский край
0
0