Ставрополь Суббота, 20 апреля
Общество, 02.02.2020 09:13

Пранкеры разбушевались: психолог дала оценку поведению эксцентричных ставропольцев

В последнее время уличные пранкеры в нашем крае буквально разбушевались, шокируя жителей своими эпатажными выходками. Да и блогерши активизировались, демонстрируя полуобнаженные прелести в местах массового скопления. «Блокнот Ставрополь» решил разобраться, что еще, помимо хайпа, толкает людей на столь неординарные поступки?  И главное - как уберечь детей от слепого подражания сомнительным кумирам, которые вместо аплодисментов рискуют получить пощечину от прохожих?

Эти и другие вопросы мы обсудили с клиническим психологом, членом профессиональной психотерапевтической лиги, директором ИПП «Академия жизненных сил» Татьяной Ходаревской.

- Татьяна Николаевна, как вы считаете, пранкерство – это популярное увлечение или болезнь?

- Однозначного ответа нет, а диагнозы можно поставить лишь индивидуально. Думаю, что здесь замешано несколько современных трендов и феноменов. Первое: мы живем во время рассвета нарциссизма, когда человеку нужно о себе заявлять, привлекать к своей персоне внимание. И делать это в век информационных технологий становится все проще, а воспринимается подобная форма активности и самовыражения как норма жизни.

Второй момент – на публичности сегодня можно хорошо заработать, и пранкерство выступает разновидностью относительно легкого и при этом довольно прибыльного бизнеса. Быстрее и эффективнее добиться нужного результата можно за счет эпатажа: чем провокационнее о себе заявляет шутник, тем более густые сливки он снимает. Ведь пранкер, вопреки стереотипам, ждет не определенной положительной реакции в соцсетях, а просто резкого всплеска интереса к себе. Ему важен бурный рост просмотров, как позитивных, так и негативных комментариев. Чем их больше, тем внушительнее его потенциальный заработок.


Поэтому наивно думать, что чья-то очередная уличная выходка – спонтанна и легкомысленна. На самом деле многие пранкеры, особенно опытные, скрупулезно прописывают сценарии предстоящих приколов, серьезно готовятся к этому процессу, продумывая его до мелочей. Хотя в ходе реализации задумки есть, конечно, место и импровизации, в зависимости от обстоятельств.

- Но некоторые пранкеры заявляют, что не преследуют цели монетизировать свои приколы, а выполняют высокую миссию - «растормошить» общество…

- Да, есть среди них определенный пласт возвышенных «экспериментаторов» и «правдоискателей», которые даже именуют свои занятия социальными проектами. Мотивы и задачи могут быть разными – от желания посмотреть, как реагирует на тот или иной посыл выбранная ими «жертва», стремления вывести кого-то на «чистую воду», до благородного порыва в целом «расшевелить» человечество. Которое, по их мнению, сегодня эмоционально закрыто, пребывает в депрессии и нуждается во встряске посредством юмора и розыгрышей.


- «Свежие» видеоролики ставропольских пранкеров как-то не вписываются в данный контекст… Мне кажется, глупо рассчитывать на улыбки людей, грубо приставая к ним или же нахально пялясь в чужие смартфоны. Могут ли за агрессивным и неэтичным приколом скрываться личные психологические проблемы?

- В психологии существует такое понятие как комплекс провокатора. Если в человеке он есть, то может проявляться в разных сферах его жизни, а пранкерство рассматриваться как потенциально благодатная почва. Провокаторы считают себя выше людей, именно отсюда – истоки тех самых злых шуток, на грани оскорбления других. Это тоже проблема. Человек хочет чувствовать себя более значимым, занимать доминирующую позицию над остальными, и ему важно заявить о себе, подчеркнув личное превосходство, утверждаясь в нем.

Корни такого поведения могут тянуться из детства, нужно разбираться в конкретной психотравме личности. Если ребенка часто обижали, у него нарастает внутренняя озлобленность, которая затем трансформируется в желание мстить. Отсюда стремление не только показать себя, но и спровоцировать окружающих на определенные сильные эмоции – гнев, плач, истерику, срыв. И в подобных случаях, конечно, нужно проводить серьезную коррекцию.

- А физическая и моральная агрессия в ответ на пусть неуклюжую, но все же шутку - такая реакция людей чем продиктована? К примеру, недавно один местный пранкер «нарвался» на пощечину от негодующих ставропольчан. А после встречались и весьма жестокие комментарии в соцсетях.

- Здесь можно вычленить два аспекта восприятия: здесь и сейчас, то есть непосредственно в момент пранка, и последующее при просмотре и обсуждении скандального контента в Интернете.

Первые «живые» мгновения интересны и примечательны именно сиюминутной реакцией прохожих на нестандартное явление, когда весь спектр эмоций опешившего от неожиданности человека зеркально отражается как на его лице, так и в непроизвольных движениях. Все происходит механически, рефлексивно. Как и в любой критической ситуации: одни впадают в ступор, другие резко шарахаются в сторону, убегают, а у кого-то срабатывает «боевая стойка», идут в ход кулаки.


Когда же одиозное видео смотришь с экрана смартфона, восприятие несколько иное - более, скажем так, осознанное и взвешенное.

Но в любом случае мы имеем дело с провокацией, а она всегда влечет подъем внутренних процессов других людей, с совершенно разными характерами, менталитетом, воспитанием. Кто-то даже к дикому поступку отнесется снисходительно, кого-то чужой «выпендреж» буквально бесит – почему этот чудак так может, а я – нет? А кого-то все это искренне и жутко коробит, особенно если пранк откровенно груб и не эстетичен.

То есть включается не просто реакция на событие, а уже его оценка, причем активная. И она выражается в многочисленных комментариях, порой диаметрально противоположных по своей сути – от одобрения до радикального неприятия. А пранкеру, как я уже сказала, такой наплыв интереса, накал страстей только на руку.

- Парадокс, ведь тем самым многие из нас невольно поощряют то, что на самом деле не приветствуют?

- Пожалуй, так. Мы пытаемся быть принципиальными, хорошими, правильными, но у каждого есть теневая сторона. И она резонирует с реалиями эпохи нарциссизма в мировом аспекте: все помешаны на селфи, личных пабликах, видеоканалах. Все, что происходит с нами или вокруг нас, мы привыкли фиксировать и транслировать вовне.

Касательно темы пранкерства, мы имеем следующий алгоритм. Шутник тщательно готовится, берет с собой «на дело» оператора, задача которого – все снимать, чтобы затем залить в интернет. При этом прикол на камеры запечатлевают еще и сами его очевидцы, которые тоже распространяют видео по своим веб-ресурсам. И еще «забавную» новость неизбежно тиражируют СМИ.


Аудитория же, как бы ни возмущалась и ни кричала о том, что подобные розыгрыши раздражают, тем не менее своими просмотрами доказывает, что они – занимательны, интересны! То есть в любом случае эти ролики люди смотрят, они популярны, ибо «цепляют» на автомате.

- Увлекают «цепляющие» видео не только взрослых, но и детей. Можно ли в них как-то выработать «иммунитет» к фанатичной жажде копировать неуместные или жестокие пранки, повторять прилюдную «обнаженку»?

- Во все времена, увы, детей больше влекло и тянет сейчас к чему-то плохому, запретному. А особенно в подростковом возрасте, когда нарастают дух бунтарства, желание быть оригинальным, не похожим на «скучных» родителей.

Но именно поэтому всегда было и остается актуальным стремление взрослых сохранять доверительные, близкие отношения с детьми. Чтобы можно было обсудить какие-то «щекотливые» вопросы и спорные ситуации, помочь ребенку их осмыслить, сделать внутренний вывод и выбор. В том числе и по поводу повышенного интереса к эпатажным выходкам, попыток подражания «ярким» пранкерам.


Нужно подтолкнуть к глубинным размышлениям: где те нравственные грани, нарушать которые непозволительно, зачем нужны подобные провокации, есть ли в них смысл, польза? Насколько заработанная таким путем популярность ценна, весома и долговечна? Только ли «броской оберткой» (хорошей фигурой, оголтелыми пранками) можно прославиться? Или же есть более качественная и эффективная альтернатива – стать узнаваемым, выражая и продвигая себя иначе, через прекрасные навыки, личные качества, знания, таланты, способности, реальные достижения? Ведь этот вариант может принести куда большее признание и уважение, чем пусть и взрывной, но сиюминутный след, причем, не в истории человечества как таковой, а просто в новостных лентах и соцсетях. Кстати, последние, думаю, должны транслировать аналогичный посыл всему социуму.

Елена Невинская

Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

  Тема: Рубрика "Комментарий недели" Ставрополь  
СтавропольСтавропольепранкрозыгрышпсихологшуткапсихология
1
1