Ставрополь Пятница, 22 ноября

Еще не руины, но уже не особняки: что стало с объектами культурного наследия в Ставрополе?

Когда слышишь фразу «объект культурного наследия», невольно в голове создается образ чего-то значимого и ценного, что должны беречь. На деле же многие такие объекты с каждым годом только ветшают и теряют былой блеск, а вместе с ним и память о том, почему они так важны. «Блокнот» расскажет и покажет вам некоторые из памятников культуры в Ставрополе. 



Сегодняшнее здание Бюро судебно-медицинской экспертизы по улице Дзержинского, 70 привлекает внимание своим фасадом в стиле модерн, отделкой голубой голландской плиткой, каменным узором окаймления входных дверей и окон, растительным орнаментом верхней части строения, декоративными вазами и прочими стилевыми украшениями.

Точной даты строительства этого уникального сооружения пока найти не удалось. Как писал краевед Герман Беликов, предположительно дом был построен в самом начале ХХ столетия братьями Озеровыми на усадебном месте, до этого принадлежавшем братьям Скомороховым, старожилам города.

Стефан и Арефий Озеровы являлись чиновниками губернского правления при генерал-губернаторе Брониславе Янушевиче. Круг обязанностей их был широк — от финансово-хозяйственной деятельности до доставки в Ставрополь из Москвы бюста Александра II, который был установлен напротив дома губернатора в 1911 году.


В 1913 году Стефан Озеров внезапно скончался в возрасте 47 лет. Его похоронили на Успенском кладбище, где и сегодня стоит памятник из чёрного лабрадорита. Его брат, Арефий, в том же году стал председателем Ставропольского уездного земского управления, всецело посвятив себя вопросам здравоохранения, народного образования и другим социальным областям. 

Здесь, в Ставрополе, в его уникальном доме с большими и светлыми комнатами, обставленными прекрасной мебелью, с великолепным садом, где был устроен небольшой пруд с водой из Желобовского ручья, собирались служащие ставропольского земства, городской Думы и управы, губернского правления; в непринужденной обстановке решались многие проблемы жизни Ставрополя и всей губернии.

В советское время в экспроприированном доме Озеровых первоначально обосновался госпиталь, затем — советские учреждения здравоохранения. Сейчас здание выглядит неплохо, пусть и весьма неуютно (по крайней мере с фасада). Совсем разрушенным его назвать нельзя, но уже видны отколовшаяся лепнина и потемневший камень.



В 1906 году на улице Барятинской, ныне это улица Комсомольская, 99, был построен другой двухэтажный особняк в стиле модерн. Среди соседних зданий дом выделяется своей неповторимой архитектурой: парадная дверь, украшенная орнаментом, окаймлена круглым витражным окном. Само здание богато украшено стилизованным растительным орнаментом, а внутри сохранена лепнина.

До 1918 года в особняке проживала купеческая семья с прислугой. После революции они эмигрировали в Соединенные Штаты Америки и после этого, в апреле 1924 года, в особняке открылись детские ясли №2. Там воспитывались малыши в возрасте от 2 месяцев до 3 лет. 


Несмотря на тяжелые времена и голод, детские ясли продолжали работать и во время войны. Они временно прекратили свою работу только на время оккупации города фашистами, но уже через три дня после освобождения Ставрополя, 24 января 1943 года, ясли возобновили свою работу.

В 70 годы прошлого века в возраст принимаемых детей возрос до 5 лет. В конце 80 – начале 90 годов началась первая большая реконструкция части дома, на месте одного из корпусов старого здания в 1998 году появился новый современный корпус на 40 мест. 

21 июня 1988 года детские ясли №2 были преобразованы в детский сад-ясли №40, что неизменно до сих пор. Здание заметно истрепалось, кровля покрылась местами ржавчиной, а по стенам видны непонятные подтеки, но оно все равно не теряет былой привлекательности. 



Известный едва ли не всему Ставрополю «Дом с привидениями» на Комсомольской, 100 славится не столько историей особняка 1914 года постройки, сколько судебными распрями о том, кто его будет ремонтировать. 

Однако вернемся к началу: здание в стиле модерн с готическими элементами сто лет назад считалось действительно роскошным. С шикарными апартаментами, подвалом и мезонином. Кто был владельцем остается загадкой, породившей множество слухов и известность «дома с привидениями».

Легенд множество: что дом построил  бакинский миллионер  Ага Балы Гулиев для своих любовниц или что владелицей особняка была одна из грузинских княгинь, убивавшая там своих любовников.  

Куда более скучная, но основная, версия заключается в том, что участок принадлежал Игнатию Волобуеву. Якобы здание построила его дочь Анна с мужем, предпринимателем и почетным гражданином Ставрополя, бывшим тогда городским головой Сергеем Деревщиковым. Но Деревщиков внезапно умер, и Анна дом продала.


Но легенды легендами, а время не щадит никого, даже особняки. Здание с десятилетиями разваливалось все больше, пока в 2016 году Виталий Сидько не выиграл аукцион, заключив договор аренды со «СтавКрайИмуществом». Согласно документу, за четыре года арендатор был обязан отреставрировать историческое здание, сохранив объект в первозданном виде, согласно плану строения. Арендная плата составляла 9 тысяч рублей в год и была рассчитана на 49 лет.

Новый собственник отложил начало реставрации на апрель 2017 года из-за неблагоприятных погодных условий. Однако к выполнению обещанных работ так и не приступил. Теперь предпринимателю предстоит не только выплатить минимуществу четыре миллиона, но и выполнить обязательства, стоимость которых оценивается в 32 миллиона рублей.

До ноября 2019 года он должен был отреставрировать здание и обеспечить охрану особняка, однако этого так не произошло. На основании этого минимущества Ставропольского края обратилось в суд с требованием взыскать с предпринимателя неустойку. Его обязали выплатить 4,4 миллиона рублей за несоблюдение возложенных на него обязанностей. А руины дома так и стоят, глядя пустыми глазницами окон на прохожих. 



Чуть дальше по Комсомольской улице располагается здание №113. Это был когда-то дом-музей семьи Лопатиных, в котором, помимо их семейной обители, хранились документы, фотографии и личные вещи рода.

В 1868-1870 годах там проживал Герман Лопатин — русский политический деятель, революционер, член Генерального совета I Интернационала, первый переводчик «Капитала» Карла Маркса на русский язык и по совместительству его друг.

«…Очень ясная, критическая голова, веселый характер, терпелив и вынослив, как русский крестьянин», — писал о нем Карл Маркс. 

Герман Лопатин вошел в историю освободительного движения России как очень крупная личность по масштабам мысли, действий, чести и благородства. В 1917 году Ставропольская городская Дума присвоила Лопатину звание «Почетный гражданин Ставрополя».


Однако одним только блестящим Германом семья Лопатиных не ограничивалась: род богат яркими, талантливыми людьми, «разночинцами из дворян», многие из которых ушли в революцию, стали учеными, отдали жизнь русской армии, при этом были людьми передовых взглядов и честно дослужились до генералов.

В настоящее время помещение бывшего мемориального дома-музея Лопатина передано под  «Ставропольский краевой зооэкзотариум», о чем ярко свидетельствуют изображения на воротах здания. 


Сам особняк также обветшал. И пусть до соседнего «дома с привидениями» ему еще очень далеко, но сравнить его со свежеотреставрированными зданиями трудно.



«Особняк» на улице Комсомольской, 120/1 признан предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения сравнительно недавно — только в 2020 году. Двухэтажный каменный дом, внешне напоминающий дом губернатора, все ждет своей реставрации. 

Первоначально это усадебное место принадлежало известному ставропольскому купцу, предпринимателю и общественному деятелю Марку Алафузову. Супруга Алафузова, Варвара, на которую был записан дом, продала его в 1903 году Адриану Торбину за 11 тысяч рублей серебром (7,9 миллиона рублей сейчас).

В приобретенном доме ему с семьей было тесно, поэтому он решил на месте старого возвести новый. Вскоре Адриан Торбин стал подрядчиком известного ставропольского архитектора Кусакова, который и спроектировал ему здание в 1904 году. Фасад особняка украсил балкон с литой решеткой, отделанной стилизованными растениями, животными и инициалами хозяина дома.


Дом украсили и две кариатиды, чуть ли не копии тех, что поддерживают балкон губернаторского дома. Это так возмутило тогда еще нового губернатора Бронислава Янушевича, что он подал на Торбина в суд, но кариатиды были разрушены лишь в советское время. Следы от них можно обнаружить если присмотреться к стенам по обе стороны от входных дверей.

Поражала богатством и внутренняя отделка здания, а конкретно пол первого этажа из метлахских плиток. На второй этаж вела чугунная литая с узорами и рифленой поверхностью лестница (она сохранилась до наших дней). Гостиный зал был декорирован лепными филенками. 


Все прочие комнаты также украшали лепные, расписанные красками, потолочные украшения и хрустальные люстры. Паркетные полы, изразцовые печи с лепными, барочного типа рисунками, прекрасная домашняя обстановка — все говорило о достатке семьи.

С установлением советской власти семья Торбиных была изгнана из своего дома, где сначала обосновалась воинская часть, затем — Кагановический райком комсомола Ставрополя. Еще позже там сделали краевое управление связи во главе с Тер-Григоряном. 

После войны в бывших апартаментах Торбиных расположился краевой комитет радиовещания, а сегодня особняк вовсе закрыт и не используется.



Дом Соколова на улице Булкина, 19, построенный архитектором Борисовым в 1875 году, привлек внимание жителей краевой столицы в 2022 году, после того как балкон памятника культурного наследия не выдержал и упал, попутно снеся вывеску расположившегося ниже магазина. Но обо всем по порядку.

При строительстве здание состояло из двух домов. Это были два рядом стоящие усадебные строения, принадлежавшие Ивану Иванову и Александру Нестерову — известному предпринимателю, благотворителю и почетному гражданину Ставрополя. Второй этаж своего дома Александр Нестеров одно время сдавал под музей наглядных пособий Праве, затем под частную прогимназию. Иван Иванов, владелец второго усадебного участка, в своем доме открыл двухэтажную торговую лавку. 

Позже, сын Иванова, отставной полковник Александр, став хозяином лавки, женился на дочери своего соседа — Марине Нестеровой, а после смерти ее отца стал хозяином дома Нестерова. С 1912 года второй этаж дома он отдал под часть классов 2-й мужской гимназии, обосновавшейся в угловом доме купцов Меснянкиных. Тогда же Иванов перестраивает свой первый дом под гостиницу «Коммерческую», арендатором которой стал Григорий Трояков, владелец «Гранд-Отеля». 


К началу первой мировой войны гостиница «Коммерческая», как и бывший дом Александра Нестерова, перешли во владение частного чиновника ставропольской контрольной палаты, затем губернского Попечительства о бедных Карла Соколова, который к 1915 году полностью перестроил фасады двух домов, превратив их в единое строение с оформлением главного (восточного) фасада в стиле «модерн». Перестроены были также и интерьеры под ту же гостиницу «Коммерческую».

За период существования дома изменился его первоначальный облик: в 1930-е годы с запада (дворовая часть здания) возведена довольно обширная двухэтажная пристройка, заложены проемы проездной арки в южной части дома, внутреннее пространство, когда-то проездной арки, сейчас часть интерьера дома, неоднократно перестроены интерьеры всех помещений.

После происшествия с балконом управляющая компания отчиталась, что капитальный ремонт фасада был проведен в 2015 году. Могло ли здание так истрепаться за 7 лет? Видимо, да, ведь лицевая сторона выглядит совсем непрезентабельно. 

Елизавета Дуброва
Фото: Иван Высочинский

призыв 0706.jpg
Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

блокнот ставропольновости сегодняновости ставрополь
0
0