Ставрополь Вторник, 16 июля
Общество, 16.07.2020 19:32

В Ставропольском краевом суде решается судьба горы Машук

Сегодня в Ставропольском краевом суде состоялось предварительное слушание по административному коллективному иску жителей Кавмингруппы и иску ессентукского юриста Георгия Легкобитова к думе и губернатору края Владимиру Владимирову. 

Предмет иска — признание противоречащими федеральному законодательству нормативных правовых актов, принятых на региональном уровне, конкретно — часть восьмую четвертой статьи краевого закона об особо охраняемых природных территориях, позволивших изъять 70 гектаров земель из состава особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Памятник природы краевого значения «гора Машук».

gora_mashuk_21.jpg

Как уже сообщал «Блокнот», в конце мая 2020 года в суд был подан административный коллективный иск от 180 истцов из города Пятигорска. На сегодняшний день число истцов выросло — их уже 408 человек.
 
Как говорит юрист Георгий Легкобитов, защищающий уникальную землю, именно этой нормой, принятой в обход федерального законодательства, правительство и губернатор Ставрополья Владимир Владимиров уничтожают КМВ: и гору Машук, и Бештаугорский заказник, и гору Змейка, и легендарный Провал. 

—  Суть нашего иска в том, что федеральный закон об особо охраняемых территориях подразумевает создание таких территорий, но не подразумевает их упразднение, ужатие, перекройку и прочие земельные манипуляции. Но наши ставропольские власти решили не мытьем, так катаньем «откусить» лакомый кусок Кавминвод в корыстных целях и приняли свои правовые акты, которыми разрешили сами себе упразднять эти территории. А наши депутаты очень цинично этот законодательный произвол узаконили, — объясняет Легкобитов. 

ГЛ суд.jpg

На сегодняшнем судебном заседании были не только решены все процессуальное вопросы, в частности, к материалам дела был приобщен доклад Совета по правам человека и развитию гражданского общества при президенте РФ, составленный на основе мартовского визита членов Совета на Кавминводы и содержит обширные рекомендации по сохранению и развитию сети особо охраняемых природных территорий на Ставрополье, но и были заслушаны основные доводы сторон. 

Сторону истца представлял Георгий Легкобитов и две активистки: журналист Елена Суслова и жительница Бородыновки Минераловодского округа Валентина Величкина. 

— Я — мать шестерых детей, бабушка восьми внуков, — говорит Валентина Величкина. — Всю жизнь живу на КМВ и сейчас мне просто страшно, что творят чиновники с нашей природой. Это просто тактика выжженной земли: всё, что можно и нельзя, разграблено, загажено, продано и перепродано. Что мы оставим будущему поколению? Только воспоминание о том, что некогда на нашей земле был непревзойдённой красоты и чистоты курорт? Поэтому я, хоть мне и тяжело по возрасту, и езжу в суд, намерена биться до конца за свое право и право моих детей и внуков жить в благоприятной среде, а не в том эко-апокалипсисе, который нам готовят власти

ВВ суд.jpg

В заседании истцы настаивали на свои требованиях об отмене варварских краевых нормативно-правовых актов, позволяющих «пилить» ООПТ. 

Ответчики, как и положено, возражали против удовлетворения этих требований. «Подпевали» представителям думы края и губернатора третьи лица — представители регионального минприроды и минюста, также «не увидевшие никаких нарушений федерального законодательства. Если опустить всю юридическую терминологию и казуистику, которой обильно «сыпали» представители ответчика и третьи лица, их позиция выглядит примерно так: мол, в федеральных законах нет прямого запрета на изъятие земельных участков с территорий ООПТ, ну а на нет, мол, и суда нет.

Но эти доводы, мягко говоря, противоречат действительности. На самом деле федеральное законодательство яснее некуда разъясняет, что, согласно статьям 58 и 59 Федерального закона «Об охране окружающей среды» памятники природы и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. 

Об этом, кстати, ставропольским властям уже уморилось напоминать Минприроды России, направившее не одно письмо с разъяснениями по Машку и Бештаугорскому заказнику, от которого чиновники также, в обход закона, отхватили жирный кусок земли.   

беу.jpg
Вот что пишет федеральное министерство: «Памятник природы «Гора Машук» и государственный природный заказник «Бештаугорский» являются ООПТ регионального значения и находятся в ведении Правительства Ставропольского края. В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании и об изменении режима ООПТ регионального значения с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Проект постановления Правительства Ставропольского края  «О внесении изменения в границу памятника природы краевого значения «Гора Машук» на согласование в Минприроды России не поступал. Письмами Минприроды России от 28 мая 2019 г. № 03-15-29/12240  и от 19 июня 2019 г. № 04-15-29/13959 было отказано в согласовании проекта постановления Правительства Ставропольского края «О внесении изменений  в постановление Правительства Ставропольского края от 28 июня 2016 № 249-п «О создании государственного природного заказника краевого значения «Бештаугорский» в связи с отсутствием в действующем законодательстве Российской Федерации об ООПТ нормы, предусматривающей возможность изъятия или упразднения части ООПТ регионального значения». 

Относительно Машука Минприроды России, сообщает, что: «В адрес губернатора Ставропольского края В.В. Владимирова направлено письмо от 29 апреля 2020 года № 09-15-29/10105 о недопустимости уменьшения площади и изменения границ ООПТ, в результате которых исключаются территории, ранее входящие в состав ООПТ». 

Однако во время судебного заседания представители административного ответчика предпочли этот факт скрыть от судьи и представить дело так, что никаких писем о том, что на Ставрополье грубо нарушается природоохранное законодательство, они от федерального Минприроды не получали. 

Вторым доводом того, что земли Машука были правомерно изъяты и отданы под строительство одноимённого всесезонного молодёжного лагеря, стало то, что эти злополучные 70 гектаров перестали быть землями, представляющими ценность как территория ООПТ. Грубо говоря — на них вымерло всё зверье, высохли родники, погибли деревья. И, чтобы бюджет не нес «лишние траты» по содержанию этих гиблых земель, было решено их вывести и отдать под застройку. 

— Эти доводы не выдерживают никакой критики, — говорит Георгий Легкобитов. — Во-первых, природное законодательство России чётко определяет, что если на территории ООПТ произошло какое-то экологическое ЧП, которого, к слову, на Машуке и не было вовсе, то власти региона обязаны заняться восстановлением биосистемы на этих территориях: если нужно, вырубить лишние и посадить недостающие растения, отстрелять хищников или, наоборот, содействовать воспроизведению того или иного вида животных. Но никак не объявлять эти земли «пропащими» и на этом основании творить с ними что вздумается. Это раз. Два — если ответчики намерены документально доказать, что 70 гектаров земель Машука пришли в «негодность», а такой экспертизой, я уверен, они обзавелись, то это обозначает лишь одно — кого-то из команды властей региона нужно сажать по уголовной статье 262 «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов». Ведь получается, что земли памятника природы были загублены в то время, когда надзор за ними осуществляло правительство края? Ну вот и отвечайте тогда за это в соответствии с уголовным законодательством. Ну и три — мне совершенно непонятны стенания по поводу того, что обеспечение охранного режима для властей края — слишком дорогое удовольствие. Извините, это расходные обязательства субъекта РФ. Нет денег на заказники и особо охраняемые территории? Пишите Путину, что мол так и так, забирайте все наши региональные ООПТ под федеральное крылышко и содержите их сами

Кстати, насчет «нет денег», ответчики, кажется погорячились. Деньги в бюджете края есть, вот только направляются они не на дела, обеспечивающие благополучие населения, на всякую мишуру: фейерверки, банкеты, пиар в СМИ  и т. д. 

Следующее заседание по коллективному иску состоится 29 июля. Помимо этого на днях пройдет и предварительное слушание по административному иску прокурора края Александра Лоренца губернатору Владимиру Владимирову. Предмет иска всё тот же — признание незаконным постановления правительства края № 34-п «О внесении изменения в границу памятника природы краевого значения «Гора Машук», утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 26 апреля 2016 г. № 169-п», требуя его отмены как нарушающего земельное и экологическое законодательство РФ.

Николай Огарёв


Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

  Тема: Экология Кавмингруппы  
краевой судадминистративный искМашукгубернатордумаэкология
8
0