«А жить-то нам когда?»: ставропольский учитель рассказала, почему педагоги бегут из школ

Галина Свенцицкая. Фото предоставлено героиней материала
Читайте также:
- Учителям планируют повысить на 20% оклады в 2026 году на Ставрополье (06.10.2025 11:40)
- Учитель математики из Ставропольского края выиграла 2 миллиона рублей на автомобиль (05.10.2025 13:30)
- Кадровый голод среди учителей зафиксировали в Невинномысске (04.10.2025 12:03)
- Около 3 тысяч рублей придется выложить ставропольцам на букет ко Дню учителя (03.10.2025 11:35)
- На Ставрополье распространяют фейк о переводе учительских премий на нужды бойцов СВО (27.09.2025 13:28)
На прошлой неделе Ставрополье отметило День учителя. В рамках рубрики «Лица города» мы познакомим читателей «Блокнота» с учителем математики сош №42 краевой столицы Галиной Свенцицкой. В беседе с корреспондентом издания педагог рассказала, что спровоцировало отток учителей из школ, почему она не хочет быть подругой детям, и зачем все-таки нужен школьный дресс-код.
Галина Магомедовна Свенцицкая родилась в 1964 году в Ставрополе в педагогической семье. Папа – филолог, мама— математик и, как шутит героиня, будущая профессия изначально была предопределена. Оставалось лишь выбрать учебное заведение и направление. Победили мамины гены и любовь к родному городу, отчего и документы были поданы в ставропольский пединститут. Окончив который, молодой педагог столкнулась с дефицитом мест в ставропольских школах. Право, сейчас это кажется невероятным, но еще 45 лет назад Галине Магомедовне пришлось ждать год, чтобы устроиться в сош №42, в которой она преподает математику по нынешний день.
«Мы — последние из могикан», шутит ставропольчанка, с болью смотря на этот образовательный перевертыш, когда не учителя ищут место, а школы чуть ли не с руками отрывают педагогов. Особенно, если речь идет о математиках, физиках, химиках, биологах.
источник фото: ГИМЦ /город Ставрополь
«Их катастрофически не хватает. Хотя нынешние учебные программы нацелены на поднятие математического уровня образования в стране, чтобы дети пошли в инженерию, IT-технологии», — разводит руками Галина Магомедовна.
А после признается, что отчасти понимает молодых педагогов, кто после получения диплома обходят школу стороной. Да и выпускники школ не особо рвутся в эту профессию.
«Не зря же многие годы назад для педагогов была установлена определенная ставка, когда продуктивность работы, качество и интерес и польза умещались в 18 часов нагрузки в неделю и еще приплюсовывалась домашняя подготовка к урокам, допзанятия. В итоге выходило 36 часов. Если сейчас опросить учителей города о нынешней нагрузке, у некоторых только работа в классах занимает 50 часов и выше. Это катастрофа. Как учитель может пять дней в неделю работать по 10 часов. А когда ему готовится. Вообще, когда жить? И ведь такая ситуация складывается не только на Ставрополье, а во всей стране», — отмечает ставропольчанка.
Источник фото: ГИМЦ города Ставрополя
Однако, кто после первых пяти лет в педагогике, несмотря на перегрузки, невысокую зарплату и крайне непростые характеры детей, все-таки остается в школах, это уже навсегда. К слову, как уверяет Галина Магомедовна, нынешние сетования о сложных подростках от лукавого. В советские времена дисциплина на уроках также хромала: младшие классы мяукали под партами, средние — пытались провоцировать учителей. И тут, как и раньше, только от самого педагога зависит, удастся ли ему найти подход к ершистым и гиперактивным подросткам. У Галины Магомедовны это получается. Она уверена, что в основе взаимопонимания между учителем и классом лежит уважение к своему собеседнику и справедливость в поступках.
«Дети — это маленькие взрослые. Поэтому в 5-м и в 11-м классах я к ученикам обращаюсь на «вы», когда приглашаю к доске или прошу показать тетрадь с выполненным домашним заданием, а после благодарю. Спрашиваю, именно что задавала, даю возможность исправить оценку, если ребенок ошибся и сам заинтересован в хорошей отметке », — делится ставропольчанка.
Галина Магомедовна настаивает, что школа — это не место для панибратства. Да и сам ее предмет не располагает к дружеским отношениям со школьниками. Куда более уместна здесь строгость: ведь ни один другой предмет не сравнится с математикой в умении «ставить мозги на место». И тут одну формулу не доучил, объяснение темы прослушал в надежде, что учитель закроет глаза, но база знаний пошатнулась. Дальше же проблемы будут нарастать как снежный ком, и обязательно аукнутся в будущем. Причем не столь отдаленном.
фото из личного архива
«Сегодня математика входит в число обязательных предметов для сдачи на ЕГЭ и ОГЭ. Всем придется пройти экзамен. Поэтому без строгости и дисциплины здесь никак. Если нужно выучить таблицу умножения, ты ее учишь, как и в любом случае должен овладеть базовым понятийным аппаратом, который формируется до 9 класса. В 10-11-х классах начинается более сложная ступень. А как учителю говорить о тригонометрии, стереометрии, если школьник не научился считать?» — недоумевает наша собеседница.
И она же развенчивает миф о том, что без репетиторов и дополнительных занятий невозможно сдать ЕГЭ на высокие баллы. Например, те же «70» легко потянуть, если ребенок все эти годы вникал в учебу и добросовестно выполнял задания. А заветная «сотка» нужна далеко не каждому.
фото предоставлено героиней материала
«От 60 до 75 баллов — это стабильные результаты, которые котируются в технических вузах, готовящих инженеров, программистов. И 70 баллов в ЕГЭ с профильной математикой – это первая часть с 12 заданиями, которые строятся на базовой математике, изучаемой в школьной программе с 7 по 11 класс, причем речь идет не об углубленном изучении предмета. Ребенок, который прикладывает усилия и спокойно учится все эти годы, он с легкостью справится с ними. От 80 баллов и выше получают дети, кто углубленно занимается математикой. Но их много и не нужно. Не все нацелены на МГУ, МГИМО, Мехмат, где готовят научную элиту», — делится Галина Магомедовна.
Опытный педагог вообще положительно относится к ЕГЭ, напоминая, скольким талантливым ребятам из глубинки эта форма аттестации дала путевку в жизнь, позволила поступить в ведущие вузы страны. Поэтому не столь страшен черт, как его рисуют. Равно как и не понимает педагог развернувшихся дискуссий о том, нужна ли в образовательных учреждениях школьная форма.
«Будучи советской школьницей, я проходила все время в форме, и в ни в коей мере не чувствовала себя ущемленной. Это всегда было здорово, интересно и находилось место для креатива в виде расшитых воротничков, фартуков. Сейчас, работая педагогом, я со стопроцентной уверенностью могу сказать, что, надевая школьную форму, у ребенка мозги работают по-другому. Она может быть разной, но должна быть. Это другое поведение, отношение к учебе», — настаивает наша собеседница.
А вот вопрос о профессиональном выгорании ставит ее в тупик. Ведь выгорают, как правило, от монотонности и «Дня сурка», чего как раз сегодня и нет в школах.
источник фото: администрация Ставрополя
«Бытует стереотип, что в педагогике нет карьерного роста. Но двигаться вверх, это же не только занимать руководящие посты, но и саморазвиваться. Сейчас для этого есть масса семинаров, конкурсов, педагогических курсов, сообществ, когда каждый может выбрать интересующее направление, поэтому топтаться на одном месте точно не получается. На выгорание нет времени», — говорит наша героиня.
Что Галина Магомедовна считает главным достижением в своей профессии?
«Есть расхожая фраза, что, если за время работы ты вырастил хотя бы несколько человек, которые стали настоящими людьми, ты прожил жизнь не зря. За 45 лет я вижу, чего добиваются наши ученики, как уже их дети «горят» жаждой знаний, как вежливо ведут себя со старшим поколением, и понимаю, что миссия выполнена», — улыбается педагог.
Ранее же воспитатель детского сада поделилась, как проходят будни среди малышей.
Тося Жмыхова
Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ