Частные руки и продавленная кровля: что случилось с наследием музея ставропольского «Красного Металлиста»?
Фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
Читайте также:
- Пережил войну, но не капитализм: к чему пришел ставропольский завод «Красный металлист» (23.11.2023 19:44)
- Ликвидация пня у памятника работникам «Красного металлиста» в Ставрополе стала яблоком раздора мэрии и очевидцев (20.10.2023 14:00)
- Ставропольчане выступили против жилой застройки территории «Красного металлиста» (04.03.2021 13:02)
- В Ставрополе памятник работникам «Красного металлиста» станет собственностью муниципалитета (17.11.2020 16:03)
- Вечный огонь погас: какая судьба ждет мемориал работникам «Красного металлиста», погибшим в годы Великой Отечественной (04.11.2020 18:21)
У завода «Красный Металлист» возле железнодорожного вокзала в Ставрополе непростая судьба. Предприятие, которое когда-то помогло стране в сражениях с нацистской Германией, тихо умерло в начале нулевых. Его наследие пытались сохранить в музее. Получилось ли это у неравнодушных горожан, и во что превратился храм истории по адресу Карла Маркса, 7А — в материале «Блокнота Ставрополь».
История «Металлиста» терниста и сложна. Он прошел долгий путь от частного производства до собственности государства, вернулся в лоно капитализма и умер, переродившись в жилые высотки.
Наследие предприятия не сразу кануло в Лету. После того, как завод «заглох», его имущество и здания выкупили люди, которые хотели продолжить рабочее дело. В распоряжении редакции оказались документы, проливающие свет на судьбу одной из построек — экс-музея по адресу Карла Маркса, 7А в Ставрополе.
Мемориал рабочим завода
Его будущие владельцы решили создать предприятие по производству торгового оборудования в 1996 году, когда сам «Красный Металлист» уже постепенно начал отходить на покой. Трое предпринимателей — Игорь Акопьян, Василий Сорокин и Геннадий Водолазов — продолжили дело рабочих, выкупив помещения завода.
Переданным имуществом было здание бывшего музея по адресу Карла Маркса, 7А. Там новые собственники планировали организовать офис производства.
Шло время, и хранилище истории постепенно исчезало с радаров. В 2015 году региональные СМИ писали, что сотрудники Института Дружбы Народов Кавказа обнаружили и сохранили архивы завода. Упоминание об этом есть и на сайте учреждения.
— В ознаменование празднования 70-летия Великой Победы молодежь ИДНК возродила традиции Вечного огня. На территории вуза был возрожден комплекс, посвященный обороне Ставрополя и погибшим на фронтах Великой Отечественной войны работников завода «Красный металлист», на бывшей территории которого сегодня располагается институт, был реконструирован и введен в действие клуб этого завода, собраны архивные документы для открытия Музея «Воинской и трудовой славы», — гласит выдержка из исторической справки.
Но спустя почти 10 лет, в 2024 году, найти связанные с заводом предметы оказалось не так уж и просто. По словам сотрудников института, из экземпляров в учреждении осталась лишь одна картина. В других хранилищах истории обнаружить такие экспонаты также оказалось проблематичной задачей: например, в экспозиции музея «Память» есть лишь упоминания «Металлиста».
А что со зданием по адресу Карла Маркса, 7А? Как рассказали источники «Блокнота», его судьба также оказалась незавидной. Как уже упоминали журналисты, музей попал в частные руки, и новые владельцы планировали продолжить дело рабочих.
Как отмечает источник редакции, помещение купили вскладчину на троих. Сделка с «Красным Металлистом» на 100 миллионов рублей состоялась в августе 1997 года. Но планам не суждено было сбыться: по словам собеседника «Блокнота», спустя год после приобретения, в феврале 1998 года, неизвестные убили одного из покупателей.
Жертвой стал Геннадий Водолазов. Именно на него был оформлен договор передачи здания, который позже передали его жене, Ольге Водолазовой. Источник, близкий к ситуации, подчеркивает, что по устным договоренностям все участники сделки должны были получить равные доли в имуществе. Женщина обещала разделить здание на всех и при этом не мешать деятельности.
После этих событий последовал период длиной в 25 лет. За это время бывший музей на Карла Маркса, 7А уже давно перестал исполнять свою функцию. Теперь там арендует офис компания «Мебель 26».
Помещения в здании сейчас выглядят так
Само здание находится в неутешительном состоянии. Корреспондент «Блокнота» обнаружил, что от «Красного Металлиста» здесь остался лишь мемориал, а кровля выглядит так, будто ей никто давно не занимался. Никакой речи о музее, разумеется, не идет, и в открытых источниках актуальной информации о хранилище истории практически нет.
«Блокнот» решил разобраться в ситуации. По словам источника редакции, за долгие годы Ольга Водолазова не без помощи «добрых» нотариусов смогла присвоить себе здание, оставив «за бортом» остальных вкладывавшихся предпринимателей, а владелец компании «Мебель 26» арендует помещения с ее разрешения.
Как выяснилось, за невзрачным строением скрывается долгая история взлета, развития… и предательства. Согласно документам, оказавшимся в распоряжении журналистов, путь предпринимателей, решивших взяться за наследие «Металлиста», оказался весьма тернистым. Собеседник редакции рассказал, как Ольга Водолазова, которая стала их компаньоном после смерти мужа, в итоге малопонятным путем вступила в наследство и привела к расколу союза партнеров.
«Блокнот Ставрополь» готовит обширный материал об истории последователей дела рабочих. Источники подробно рассказали о падении предпринимателей и о развале производства, которое люди налаживали 25 лет. Как именно Ольга Водолазова заполучила объект по незавершенной сделке с «Красным Металлистом», только предстоит разобраться.
Илья Лебедев
Фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ