Мертвые воды: в Ставрополе речка Грушевая стала смрадной сточной канавой
Читайте также:
- «Задолбал, блин, врать»: губернатор Ставрополья жестко отчитал главу Кисловодска за дорожные недоделки (11.10.2020 08:18)
- Минздрав Ставрополья оставил Пятигорск без единственного роддома (10.10.2020 11:22)
- Деньги не пахнут: директор ставропольского «Эко-Сити» получает 400 тысяч рублей (08.10.2020 16:30)
Согласно географическому справочнику, 19–километровая река Грушевая, протекающая по Шпаковскому району и Ставрополю, является одной из водоносных жил, питающих Сенгилеевское озеро — единственный источник питьевой воды для краевого центра и многих близлежащих населенных пунктов.
Но в последние годы эта речка, некогда полноводная, с чистейшей водой, в которой ребятня ловила пескарей и карасиков, превратилась в смрадную сточную канаву, заваленную бытовым мусором, упавшими деревьями, осыпавшимся с берегов грунтом. И черную зловонную жижу, которая ныне течет по руслу, водой может назвать только человек с гипертрофированным воображением.
По руслу течет черная субстанция, которую трудно назвать водой
В редакцию «Блокнота» обратился один из городских эко–активистов с просьбой через СМИ обратить внимание чиновников на архибедственное состояние реки Грушевой, которую уже впору называть мертвой. И, чтобы журналисты собственными глазами убедились в этом, Леонид (имя изменено – прим.ред.) пригласил нас на своеобразную экскурсию на тот отрезок реки, который протекает по территории Юго–Западного района краевого центра.
…По негустому подлеску мы с фотокором и нашим провожатым спускаемся к реке. И, хотя ее еще не видно, но уже «слышно» — нас окутывает облако непередаваемых «ароматов» — как будто бы неподалеку перевернулась ассенизаторская бочка. От зловония, кажется, начинает даже резать глаза. А я начинаю горько сожалеть, что пренебрегла масочным режимом — хоть какая-то преграда между моим носом и окружающей атмосферой всё–таки была бы.
— Это нам еще повезло, что сегодня сильный ветер, — словоохотливо объясняет Леонид. — Он хоть как–то разгоняет всю эту вонь. А какие запахи тут стоят в безветренную погоду, вообще не передать.
Первое, что видим, спустившись к Грушевой — немудрящее гидротехническое сооружение, так называемый водосброс для дождевых вод. Напоминает он гигантскую лестницу из убранных в сетку булыжников со сточной трубой между «ступенями».
Ливневый водосток сбрасывает дождевую воду прямо в Грушевую
То есть, из этой трубы прямо в Грушевую во время дождей льется все, что смывает дождем с тротуаров и проезжих частей: песок, грязь, пыль, машинное масло, мелкий и крупный мусор и т. д. В общем, не самое лучшее «наполнение» для речных вод, которые потом, хоть и после фильтрации и обеззараживания, потекут из наших кранов.— Этот водосброс еще и сделан как-то не по-людски, — говорит Леонид. — Во время сильных ливней из трубы бьет вода напором, как из пожарных гидрантов. Бьет прямо в противоположный берег, который из-за мягкости пород, смотрите сами, уже практически размыт и верхний пласт вот-вот рухнет прямиком в русло.
Противоположный от водосброса берег уже практически полностью размыт
Однако дождевые стоки не самое страшное «угощение», которым потчуют Грушевую. В её русло сливаются и промышленные стоки, и так называемые отходы жизнедеятельности жителей местного частного сектора, который, решив сэкономить на канализации или выгребных ямах, приспособили речку в качестве сточного коллектора.
— Я обращался с жалобой на вандализм, который просто убивает реку, в краевой министерство природных ресурсов, — рассказывает Леонид. — Оттуда получил ответ, что несанкционированно в реку сбрасывают канализационные стоки жители частного сектора. А санкционированно — завод «Сигнал» и рынок «Южный», которым администрация города дала соответствующее разрешение. Это как так — разрешать предприятиям сброс сточных вод в реку? У компаний денег нету на «врезку» в городскую канализацию или что?
Судя по ответу минприроды, инспекторы министерства совместно с сотрудниками ГБУ СК «Ставропольский центр государственного экологического мониторинга» произвели отбор проб на Грушевой. Результаты ужасают — в воде многократно превышена допустимая концентрация опасных веществ: аммония, нитритов, железа, нефтепродуктов и т. д. В общем, не речная вода, а таблица Менделеева.
Очень захотелось глянуть на трубы, из которых текут в реку производственные и бытовые отходы. Карабкаемся по берегу вверх по течению, хватаясь за деревца, чтобы кубарем не скатиться вниз, в черную вонючую жидкость. Внизу, в русле реки, проплывают апокалиптические пейзажи: стихийные плотины из поваленных деревьев, щедро «украшенные» бытовым мусором: тряпками, бутылками, автомобильными покрышками и прочим «добром», навалы камней и осыпавшегося грунта.
Такие мусорные плотины встречаются на Грушевой каждые несколько десятков метров
Но вот, наконец, и исходная точка, дальше русло реки «прячется» под землей. Здесь нависли две огромные асбестоцемнтные трубы, из которых в реку сбрасываются, надо полагать, отходы рынка и завода. Рядом из-под почвы проглядывают трубы диаметром поменьше, из которых в реку льется непонятная густая смердящая субстанция — это та самая пресловутая «канализация» домов частного сектора, заборы которого из-за осыпания прибрежного грунта того и гляди съедут прямо в Грушевую. Какому конкретно дому принадлежат эти трубы, сказать сложно — хитрые частники позаботились, чтобы определить это было невозможно без специальных «раскопок».
Из этих труб в реку текут нечистоты
Однако, похоже, наводить порядок на Грушевой никто из чиновников не спешит. Минприроды, выявив факт безобразия на реке, делегировало обязанность выявлять нарушителей и разбираться с ними администрации Ставрополя и Северо-Кавказскому межрегиональному управлению по надзору в сфере природопользования. Так, по крайней мере, написано на сайте минприроды.
Ни от одного, ни от другого ведомства каких-либо действий не последовало. И пока должностные лица играют в бюрократический пинг-понг, перебрасывая друг другу «почетную миссию» сохранения экологического благополучия, река гибнет.
Гибнет не одна — тянет за собой на точку невозврата также местные флору и фауну. Ведь что удивительно и пугающе, за те пару часов, которые мы провели на берегах Грушевой, мы не слышали пения птиц, не видели ни одного ежа. Единственными живыми существами, которые попались на нашем пути, были несколько бродячих собак, которые при виде людей бросились наутек.
Юлия Новикова
Фото: Анастасия Михеева
Новости на Блoкнoт-СтавропольСтолкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ