Ставрополь Пятница, 22 ноября
Общество, 30.04.2023 20:55

Следы железной дороги, убитые площадки и очаровательные люди — чем примечательна Туапсинка в Ставрополе

Лягушовка, окраина, выезд из города и место, куда не ходит общественный транспорт — как только не говорят о Туапсинке в Ставрополе. А знали ли вы, откуда она получил свое название? Это и другие интересные наблюдения о современной жизни района в 2023 году редакция собрала в обзорном материале. 

Где находится район Туапсинка в Ставрополе?

Район располагается в восточной части краевой столицы.

Он берет начало с улицы Московской и завершается в границе лесного массива на улице Мира. Туапсинка захватывает часть двух центральных улиц Ставрополя — Ленина и Мира.

Как доехать до района Туапсинка в Ставрополе?

Согласно информации от миндора Ставропольского края, добраться можно на:

— Маршрутках 21м, 30м, 41, 45, 9м

— Автобусах 32, 32а, 38, 10

— Троллейбусах 7,8


Отметим, что жители Туапсинки нередко жаловались редакции на отсутствие общественного транспорта и его нерегулярность. Особенно внимание обратили на 37 — его не хватает, в том числе, и горожанам из 204 квартала и севера. В министерстве дорожного хозяйства недавно сообщили, что активно ищут перевозчика, который сможет возобновить движение по маршруту. А пока приходится искать альтернативные пути.

Информация о маршрутах, следующих в район, может дополняться. 

Почему район Ставрополя Туапсинка так называется? 

Ранее район назывался Лягушовкой. Причину объяснили историки — местность была заболочена из-за протекающих рек Желобовка и Мутнянка. Последняя, кстати, стала причиной массовых обращений в редакцию в рубрику #ЭкоМониторинг. Горожане считают, что река находится в отвратительном состоянии.


Иллюстративное фото к тексту 

Но вернемся к Туапсинке. В конце 19 века Ставрополь стал воротами Северного Кавказа, так как именно через краевую столицу проходила главная дорога на Кавказ и в близлежащие территории. Однако местным купцам было необходимо вывозить сельхозпродукты в промышленные и черноморские порты. В 1897 году открыли ветку железной дороги Кавказская-Ставрополь, но монополия акционерного общества Владикавказской дороги давала возможность диктовать свои цены и условия перевозки. 

В 1909 году ситуацию решили исправить — созданное двумя годами ранее АО Армавир-Туапсинской железной дороги приступило к строительству железной дороги Армавир-Туапсе с веткой на Майкоп. В 1912 году акционерное общество получило разрешение на строительство участка Армавир — Ставрополь — Петровское (Светлоград) с разветвлениями на Винодельное (Ипатово) и Благодарное. Железная дорога должна была решить проблему экспорта хлеба из Ставропольского края, а также ввоза леса и полезных ископаемых, в которых нуждался регион. 


Строительство Туапсинского порта. Фото: tuapsinka.ajp.ru

Во время постройки Туапсинки применялись новейшие для того времени инженерные сооружения, в том числе, железобетон. Часть мостов из бетона строилась по старым проектам и имела арочные пролеты, но большая часть малых и часть крупных мостов — балочные пролеты. Историки не исключают, что сохранившиеся пролеты и мосты разрушенного участка Ставрополь-Армавир и сейчас являются самыми старыми бетонными балочными мостами в стране.

Общественники, изучив материалы о строительстве дороги, предположили, на каком участке проходили бы поезда в настоящее время. Один из элементов участка расположился бы в таком случае чуть выше перекрестка улиц Объездная и Мира.


Предполагаемое место железнодорожной трассы в современном Ставрополе. Фото: стоп-кадр из YouTube-канала Юрий Николаевич Нейжмак

Участок ж/д дороги Армавир-Ставрополь был достроен 1 октября 1916 года, в этом же году поезда пошли на Петровское и на Винодельное. Новый маршрут выигрывал у главного конкурента Владикавказской железной дороги — путь от краевой столицы до краснодарского города составлял 62 версты вместо 145. Участок, в основном, проходил по серпантинам, высоким насыпям на склонах Ставропольской возвышенности. Но все изменили революция 1917 года и Гражданская война.


Подвижной состав Туапсинки. Паровоз Ы-120 на станции Курганная (фото из коллекции Сергея Ливенцева,  Фото: tuapsinka.ajp.ru

Ветку Петровское-Благодарное достроили и открыли в 1928 году, а участок Петровское-Винодельное в 1930 году продлили до Дивного, а в 1967 — до Элисты. В конце 80-х появилась ж/д дорога между Благодатным и Буденновском, что открыло сообщение между краевой столицей и Кавминводами.

Судьба участка Ставрополь-Армавир сложилась иначе — с этих путей открывались виды до Стрижамента и Кубани, что помогало при планировании боевых действий. По этому же участку ходили бронепоезда, принимающие участие в сражениях. Осенью 1918 года дорога оказалась разрушена во многих местах и больше не восстанавливалась, а в 1922 году приняли решение о ее закрытии. 

Другой участок — Ставрополь-Старомарьевская и станция Ставрополь-Туапсинский — прожил чуть дольше, рельсы на некоторых участках пролежали вплоть до конца 40-х годов. 


Бывший вокзал Туапсинки в Ставрополе, фото: tuapsinka.ajp.ru

Сейчас от участка Старомарьевская-Ставрополь-Армавир сохранилась и действует часть соединительной ветки между Туапсинкой и дорогой Ставрополь-Кавказская в черте города Ставрополя от вокзала до Старомарьевского шоссе. 

Остались и следы — гигантские каменные мосты, которые виднеются на склонах Ставропольской возвышенности. Туапсинка, серпантин которой обходил две трети старого города, стала частью истории, в том числе, воплотившись в названии района. 

Как дела с инфраструктурой?

Туапсинку можно назвать «королевой всех автомобилистов»: на улицах, особенно на Объездной, располагается большое количество моек, станций техобслуживания и магазинов по продаже аксессуаров для машин. 


Оно и понятно — район граничит с восточным выездом из Ставрополя через Надежду. Проходимость авто в Туапсинке большая (из-за чего регулярно возникают пробки), что на руку дельцам.

Детали, которые бросились в глаза нашему корреспонденту:

— Количество магазинов среднее. Конечно, не сравнится с центром краевой столицы, но и не отличается скудностью, как Чапаевка. Практически через каждый квартал расположился супермаркет или аптека.


—  Чкаловский рынок на Ленина, 63, где можно купить свежие овощи и фрукты почти в любое время года. Основное назначение торговых палаток здесь под продажу продовольствия. Цены не кусаются.


— Четыре детских сада — Фея, детсады №73, №29 и №44.

— На улице Ленина, недалеко от Чкаловского рынка, располагается Ставропольский колледж сервисных технологий и коммерции, куда принимают учащихся после 9 класса. На улице Маяковского гаходится еще одно учебное заведение — Техникум современных технологий. 


— Захотите погулять — отправляйтесь в Сквер Декабристов, который, на удивление, также относится к району. 

Здесь много зелени и две детские площадки. Недавно на территории установили деревянные столы и лавочки, поэтому сюда часто приходят студенты из соседнего корпуса СКФУ на перерыв.


Среди обилия зелени спряталось здание министерство имущественных отношений Ставрополья, которое возглавляет Александр Мясоедов.


Большой минус Туапсинки — обилие граффити на лицевой части зданий на улице Ленина. К примеру, подстанция скорой медпомощи превратилась в мольберт для уличных художников. 


Оставляют желать лучшего и потрескавшиеся фасады зданий в нижней части улицы Ленина, которые также располагаются «лицом» к проезжей части. 


Еще один опасный недостаток — состояние детских площадок до дворах района. Гниющие доски на качелях, разбросанные пивные бутылки и облупившаяся краска на спортивных снарядах отбивают желание проводить время на свежем воздухе возле дома.



А вот люди на Туапсинке очаровательные и очень эмоциональные. Для этого достаточно посмотреть на фото ниже.





Текст: Василина Морозова

Фото: Иван Высочинский, Блокнот Ставрополь


Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

  Тема: Где в Ставрополе жить хорошо  
0
0