Ставрополь Четверг, 25 апреля

«Мне кажется иногда, что природа обижена»: художнику Павлу Гречишкнину из Ставрополя исполнилось 100 лет

Павел Моисеевич Гречишкин обладал даром видеть красоту в повседневности, в том, что обычный человек чаще всего не замечает. В это воскресенье, 16 января, исполняется 100 лет со дня его рождения.

Павел Моисеевич Гречишкин родился 16 января 1922 года в многодетной крестьянской семье в селе Татарка неподалеку от Ставрополя. С 6 лет увлекся рисованием. Об искусстве ему специально никто не рассказывал. Родители были далеки от живописи, но увлечение сына всячески поощряли.

— Помню, я еще маленький был, — вспоминал художник. — Крестный отец Кручинкин подарил мне масляные краски. Я начал рисовать на белой бумаге. Отец из уха кабана вытаскивал щетинки, паял трубку и делал кисточки.

В 1939 году, после окончания семилетки, переехал в Ставрополь, чтобы учиться живописи. Посещал студию, рисовал с натуры, писал пейзажи. В это же время впервые поучаствовал в краевой художественной выставке, организованной краеведческим музеем.

10 июня 1941 года П.М. Гречишкина призвали в армию и определили в город Николаев помощником шофера. Там его и застала Великая Отечественная война. Служил в звании рядового 31-го отдельного автомобильного полка. Войну пережил тяжело. В 1948 году был демобилизован с туберкулезом. Каждую свободную минуту на фронте брался за карандаш и рисовал с натуры: портреты товарищей, пейзажи. После демобилизации он полностью посвятил себя живописи.  

3.jpg

2.jpg
Карандашные рисунки военных лет. Фото из фондов Ставропольского государственного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г. К. Праве

Специального образования не имел, получить его помешала война. Он познавал азы живописи через работы великих русских и зарубежных мастеров. Рассматривая полотна других художников, он изучал технику. Много читал об искусстве. Многое дало ему общение с профессиональными художниками.

— Меня никто не учил, как надо писать. Поэтому то письмо, которым я пользуюсь, уникально: оно рождается моим диким состоянием коренного жителя природы. Я выражаю ее в красках без школы, без института, без учителя–человека. Мне кажется, профессиональным художникам интересно посмотреть, как рисует дикий человек, который не знает ни правил, ни перспектив, ни золотого сечения, — рассказывал Павел Моисеевич.

Стиль художника безошибочно узнаваем: гиперреалистическая манера письма, скрупулезно прописанные детали. За это его критиковали, обвиняли в фотографичности произведений. Но Павел Моисеевич своим творчеством доказал, что реалистическое направление в изображении природы не исчерпало своих возможностей.

4.jpg

Озеро у Марухского ледника, П.М. Гречишкин (1977). Фото из фондов Ставропольского краевого музея изобразительных искусств

В своих работах он воссоздавал полные лирики пейзажи, на которых бескрайние степи, тихие лесные тропинки и величественные горы. География его работ обширна: всю свою жизнь он писал Кавказ, пятнадцать лет отдал Байкалу, на его полотнах виды Урала, Средней полосы России, Дона, Белоруссии. Как вспоминал сам художник, он нередко брал тушенку, борщи и крупы, садился за руль своей «Победы», и уезжал за горизонт в поисках новых сюжетов.

Его полотна — нечто большее, чем «традиционный пейзаж», они несут в себе скрытый экологический подтекст, выражают идею о том, какой след на планете оставляет человек после себя.

— Мне кажется иногда, что природа обижена, ей хочется посочувствовать. Мои любимое место — Стрижамент, защищали его со Скрипчинским (биолог Владимир Васильевич Скрипчинский – прим.ред.), когда для мебели крайкома партии приказали заготовить бук. Мы отстояли буковый лес. Потом химкомбинат невинномысский решил дать рабочим на горе участки под картошку. Хотели на Стрижаменте построить свиноферму. Я пошел к Горбачеву, подарил пейзаж, сказал, что это последняя картина Стрижамента, скоро все эти поляны сожрут свиньи. Решение строить ферму отменили…»

5.jpg

Вечер на Стрижаменте (Дорога к вечеру), П.М. Гречишкин (1989). Фото из фондов Ставропольского краевого музея изобразительных искусств

Рассказывал Павел Моисеевич и о том, как в 1965 году каменщики взорвали Корыта, потому что какой–то военный собирал штучный камень для собственного дома. В течение двух лет художник работал над картиной «Дорога на Корыта», теперь же там все изменилось до неузнаваемости. Эту историю возмущенный художник написал на обратной стороне своей картины, а музейщики взяли и стерли. Тогда он переписал ее фломастером. Впоследствии он часто записывал свои замечания по поводу варварского отношения людей к природе на обороте картин.

6.jpg

Картина П.М. Гречишкина «У ледника Софруджу» (1973) и ее обратная сторона, где он делится своими мыслями о варварском отношении к природе

На полотнах П.М. Гречишкина запечатлены места с уникальной природой, которые сегодня находятся на грани исчезновения. Многие уникальные уголки  уже в большей части уничтожены, и наши потомки смогут представить первозданную красоту этих мест, пожалуй, только видя картины художника.

Светлана Шведова

Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

СтавропольГречишкинхудожник
0
0