Дорожал проезд и без вести пропадали маршруты в Ставрополе в 2022 году
Фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
Читайте также:
- Марченко в СИЗО, животные массово гибнут, а главы округов меняются, как перчатки: что произошло за неделю на Ставрополье (19.12.2022 09:00)
- Обезглавили минЖКХ и ввели 100 новых коммунальных правил на Ставрополье (17.12.2022 09:00)
- В Федерации футбола Ставрополья назвали имена лауреатов прошедшего сезона (12.12.2022 10:37)
- Победный гол Тимошенко, 8-й успех Панченко: подводим итоги 18 тура футбольного чемпионата в 1 лиге (17.11.2022 18:17)
- Якуба вернулся — «Крылья» победили: подводим итоги 16 тура футбольного чемпионата страны (07.11.2022 14:46)
К концу подходит 2022 год ― время подводить итоги. Пора и «Блокноту Ставрополь» рассказать, какие мексиканские страсти кипели вокруг министерства дорожного хозяйства и транспорта, его первых лиц, перевозчиков и жителей города.
Больше всего шума подняла транспортная реформа в краевой столице, которая началась еще в конце 2021 года. Ее зачатком стал розыгрыш маршрутов города.
БУНТ ПЕРЕВОЗЧИКОВ
В декабре 2021 года краевой миндор объявил о проведении открытого конкурса между перевозчиками за право работать на 25 маршрутах общественного транспорта в Ставрополе. На аукцион выставили маршруты 15а, 15м, 32а, 27м, 42м, 39м, 48, 59м, 9д, 51м, 7м, 8, 4, 5м, 21м, 31м, 33м, 35м, 37, 38, 40м, 44м, 45м, 47м, 50.
Фото: Лина Ли / Блокнот Ставрополь
Претендентов выбирали исходят из количества тяжелых ДТП, произошедших по вине участника конкурса в течение года до конкурса, опыта осуществления регулярных перевозок, оснащенности транспортного средства кондиционерами, терминалами безналичной оплаты, оборудованием для перевозки инвалидных и детских колясок, наличие низкого пола и не только.
Пока шел конкурс, горожане рассказывали о несовершенствах системы транспортного обслуживания. Так, редакции сообщали о нерегулярности маршрута №113 в Михайловске. В министерстве дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья сообщили, что решать эту проблему будут с помощью продления дублирующего маршрута №124 и добавления нового транспорта.
Итоги аукциона подвели 26 января. Подали заявки на конкурс 79 претендентов, из них 36 участников оказались за бортом. Результаты устроили не всех предпринимателей-старожилов, которые годами обслуживали одни и те же маршруты до того, как полномочия по регулированию работы общественного транспорта перешли в руки миндора от комитета городского хозяйства при мэрии краевой столицы.
Перевозчики обратились к прокуратуре Ставрополья, чтобы ведомство проверило, насколько законны действия министерства дорожного хозяйства и транспорта. После объявления результатов конкурса перевозчики, оставшиеся без своих маршрутов, устроили сход, который оперативно «схлопнули» правоохранители.
Параллельно шел спор о маршрутах №55 и №13. 14 декабря 2021 года подошел к концу судебный процесс по иску, поданному «Союзом Автоперевозчиков» к краевому миндору о признании незаконными и аннулировании свидетельств на муниципальные маршруты №12м, №29м, №9м, №19м и №32м. Арбитражный суд Ставропольского края оставил иск без удовлетворения, а полученные в 2021 году свидетельства признал законными.
Было и другое дело, которое рассматривали еще в 2018 году. В ходе разбирательств установили, что комитет городского хозяйства при администрации без проведения торгов отдал маршруты № 5м, №10, №13, №14, №46 третьим лицам, что нарушило требования части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ. Комитет подал кассационную жалобу, но Верховный суд отклонил ее.
Фото: Лина Ли / Блокнот Ставрополь
А с 11 января перевозчики оспаривали закрытие маршрутов №12м; №13м; №14м и перевод на регулируемый тариф маршрута №10. Согласно информации с сайта суда, 28 истцов, включая индивидуальных предпринимателей и ООО «СПАП 26 Регион», подали иск к миндору. В качестве заинтересованного лица выступает краевое правительство. Позже маршруты №13 и №55 признают законными.
Затем перевозчики подали жалобу в УФАС на результаты торгов. В ответ антимонопольная служба приняла решение приостановить розыгрыш маршрутов до ее рассмотрения.
Февраль
Фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
В феврале после публикаций «Блокнота» прокуратура Ставропольского края объявила о проверке проведения конкурса на городские маршруты среди перевозчиков краевой столицы. 3 числа ведомство устроило «очную ставку»: надзорники собрали вместе замминистра дорожного хозяйства Бориса Борисова, общественников и представителей перевозчиков. На встрече обсудили претензии и пообещали разобраться в происходящем.
Подводных камней при подготовке реформы обнаружилось достаточно. К примеру, миндор заявил, что не имеет полномочий контролировать новых перевозчиков ― следить, насколько соответствуют реальные машины заявленным. Такие полномочия, по мнению министерства, все еще были возложены на администрацию краевой столицы.
Фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
В этом же месяце миндор начал разыгрывать маршруты №12 и №13 и №14, которые регулярно заново выставлялись на торги из-за своей непопулярности ― на них претендентов не было. Контракты стоимостью 573 и 433 тысячи рублей должны были заключить до 2024 года, но со вторым представленным маршрутом этого не случилось.
Март
Дальше ― веселее. 31 марта миндор сообщил о судьбе маршрутов №10, №12, №13, №14 и №46. С 1 апреля в городе вступила в силу временная схема движения ― из пяти маршрутов на рейс вышел только маршрут №10.
Фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
Это случилось после определения суда, где по ходатайству перевозчиков, которые оказались не согласны со многими решениями министерства дорожного хозяйства, суд принял меры предварительной защиты. Так, свою работу приостановили маршруты №14 и №46.
Апрель
С 1 апреля по пути следования маршрута №14 курсировал №38, а вместо №46 — №3М. Позже под удар попали автобусы №12, №13, №14, №1м, №37, №59.
Через несколько дней в городе царил хаос: во вторник, 5 апреля, краевая столица погрязла в 8-балльных пробках. Остановки оказались заполнены людьми, которые мерзли под холодным дождем в ожидании общественного транспорта. Жители Ставрополя жаловались на отсутствие автобусов по маршрутам №37, №21, №14 и №48.
Министр дорожного хозяйства и транспорта Ставрополья Евгений Штепа
В миндоре Ставрополья нашли объяснение случившемуся, а также принесли свои извинения горожанам. Министр дорожного хозяйства и транспорта Евгений Штепа завил, что по маршрутам №46 и №14 с перевозчиком заключили контракты, однако он затянул их исполнение. После коллапса на дорогах это стало причиной их рассторжения в одностороннем порядке.
Отдельной историей стало состояние подвижного состава у маршрута №46. Выяснилось, что новый перевозчик после заключения договора собрался запускать на рейс списанную технику, которую пригнал из Подмосковья.
Состояние подвижного состава на маршруте №46
Параллельно ставропольчане были озадачены отсутствием автобусов маршрута №42 по воскресеньям. Для горожан, проживающих на улице Репина, это единственный маршрут через Северо-Западный район.
Фото: Нетипичный Ставрополь
Также в социальных сетях появилась информация о возможном подорожании проезда на маршрутах №20 и №35М в Ставрополе с 7 мая 2022 года. В региональном миндоре пообещали провести проверку по данному факту. После нее ценник все же остался на прежнем уровне.
Май
Фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
В мае горожане дождались возвращения автобусов №46 и №14 в Ставрополе, а подменяющие их №3 и №38 вернулись на первоначальные маршруты. Однако люди оказались недовольны исчезновением маршрутов №37 и №59. Первый пришлось дублировать троллейбусу №7, так как перевозчик на линию не вышел. Также на майском брифинге заявили, что автобусы №59 и №9 нерентабельны. Однако об их окончательном уходе речи не шло, и им пообещали найти владельца.
Под конец месяца пассажиры заметили, что стоимость проезда по маршруту №45 подскочила до 30 рублей, о чем якобы перевозчик не предупреждал. Однако миндор подтвердил, что «финт ушами» перевозчика вполне законен ― маршрут работает по нерегулируемому тарифу, и по закону перевозчик имеет право самостоятельно устанавливать стоимость проезда.
Фото: читатель «Блокнота»
Горожан «обрадовали» и другой новостью ― в автобусах №48 и №21 развесили объявления, что с 27 июня проезд будет стоить 32 рубля вместо 28 рублей. Позднее стоимость проезда действительно выросла.
Параллельно решили разобраться и с дублирующими маршрутами: автобусы №12м и №13м исключили из реестра в соответствии с документом планирования регулярных перевозок на 2021-2025 годы. В ответ на это предприниматели записали видеообращение.
Июль
В конце июля в редакцию «Блокнота» обратились сразу несколько ставропольцев, которые потеряли маршрут №21М. Как оказалось, проблема пропажи транспорта коснулась не только читателей, но и десятков других горожан.
Схема изменившегося маршрута от миндора Ставрополья
По словам обратившихся, путь автобусов изменился без предупреждения: не было ни объявлений, ни сообщений в СМИ и других источников информации. Об изменениях жители краевой столицы узнали лишь от водителей транспорта. Официальное заявление о смене хода следования поступило от министерства дорожного хозяйства и транспорта только вечером того же дня.
Следом посыпались обращения от жителей микрорайона «Солнечный круг», которые, с их слов, остались без удобного и регулярного транспорта.
Август
В конце августа суд принял заявление министерства дорожного хозяйства и транспорта региона к перевозчику «СПАТП» о прекращении действия свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по маршруту № 41, который курсирует от диагностического центра до улицы Чехова.
Октябрь
В октябре, со слов владелицы маршрута Натальи Григорян, о начале судебных разбирательств «СПАТП» не оповещали, и руководство узнало о деле после того, как предпринимательницу пригласили на заседание. Она считает, что кто-то очень желает забрать 41 маршрут.
В этом же месяце появилось постановление, подписанное губернатором Владимиром Владимировым о выделении расходов на временное размещение на Ставрополье жителей ДНР, ЛНР, Запорожья и Херсона. Там же прописана перевозка беженцев. Ответственным за нее назначили региональный миндор. Сумма расходов засекречена, но известно, что траты будут заложены на 2022, а также на плановые 2023 и 2024 годы.
Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Ставрополью
Появились и новости о многострадальном маршруте №37. Как сообщил миндор, его разыграли, и дело оставалось за перевозчиком, который должен был предъявить транспорт. В ходе проверки выявили отсутствие документов о приспособленности к перевозкам маломобильных граждан.
Ноябрь
В ноябре жалобы посыпались на маршрут №59. В «Блокнот» обратились негодующие жители Ставрополя, которые устали стоять в ожидании маршруток. В краевом министерстве дорожного хозяйства и транспорта пообещали принять меры в отношении перевозчика.
Вишенкой на торте к концу 2022 года стала работа светофоров на юге Ставрополя, на которую ополчились и водители, и пассажиры.
Фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
По данным центра организации дорожного движения, в будние дни ноября интенсивность движения транспорта по улице Доваторцев на пересечении с улицей Шпаковской с 08:00 до 09:00 по трем полосам в центр города составила 3 234 единиц в час. Это на 50% превышает расчетную пропускную способность перекрестка и привело к тому, что светофоры не справляются с транспортным потоком в одиночку. Так встал вопрос о сужении старых и выделении новых полос.
СКАНДАЛЫ И УГОЛОВНЫЕ ДЕЛА
Не обошлось в этом году и без уголовных дел. Букета в этой сфере, конечно, не собрали, но под око правосудия попали неожиданные лица.
Начнем с замминистра дорожного хозяйства Ирины Моргуновой.
Замминистра дорожного хозяйства и транспорта СК Ирина Моргунова. Фото: пресс-служба думы СК
Ее задержали еще 25 ноября 2021 года прямо в кабинете. В этот же день в отношении замминистра дорожного хозяйства и транспорта возбудили уголовное дело. Чиновницу заподозрили в мошенничестве в особо крупном размере.
По информации правоохранителей, Моргунова и глава компании «Пэст» Александр Чипига, торгующий масками, перчатками и средствами индивидуальной защиты, вступили в преступный сговор. Следствие уверено, что Моргунова помогла в заключении договора бизнесмена с минимущества Ставрополья. Цена договора на закупку превысила реальную стоимость почти на 27 миллионов рублей.
Последние новости о чиновнице появились в инфополе к концу января. Тогда ее оставили под стражей еще на два месяца. Далее под раздачу попал второй замминистра ― Борис Борисов.
Замминистра дорожного хозяйства и транспорта СК Борис Борисов. Фото: пресс-служба думы СК
По версии надзорников, Борисов при проведении открытого конкурса незаконно выдал 23 свидетельства об осуществлении перевозок победителям конкурса, предоставившим заведомо ложные сведения о якобы наличии у них транспортных средств, предусмотренных заявкой. В результате права других участников конкурса нарушили.
По данному факту прокуратура направила материалы проверки в орган расследования. По результатам их рассмотрения в отношении заместителя министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края возбудили уголовное дело о превышении должностных полномочий. Его до сих пор продолжают расследовать.
Фото: пресс-служба министерства дорожного хозяйства и транспорта СК
В сфере дорожного хозяйства были и другие скандалы. Так, прокуратура проводила проверку после того, как миндор установил неэффективный автоматический пункт весогабаритного контроля. Он обошелся бюджету в 51,5 миллиона рублей. Выяснилось, что в 2021 году пункт зафиксировал только одно правонарушение, а 2022 году — никаких.
Министерство дорожного хозяйства поспешило объясниться. Ведомство заявило, что на трассе Ставрополь — Тоннельный — Барсуковская пункт весогабаритного контроля был нужен из-за частого проезда тяжеловесов и гигантские траты оправданы.
В понедельник, 31 октября, в социальных сетях всплыло видео, на которым водитель общественного транспорта материт и швыряет деньги в пожилого ставропольца. До скандала, согласно данным очевидцев, довел вопрос пенсионера о том, доедет ли он до своей остановки. Также мужчина не сразу смог достать средства для оплаты, что вывело из себя мужчину за рулем. Старик отдал водителю купюру, а сдача прилетела ему в ноги.
Еще в день инцидента «Блокнот» просил прокомментировать ситуацию краевой миндор, произошедшую на 124 маршруте. Ответ поступил 1 ноября ― водителя лишили работы.
Сколько маршрутов в городе?
Фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
В Ставрополе установлен 61 муниципальный маршрут, включая 6 троллейбусных. Их обслуживают 99 перевозчиков. В 2022 году весь наземный городской электротранспорт в городе перевели на регулируемый тариф. Стоимость проезда в троллейбусах Ставрополя остается одной из самых низких в России ― 16 рублей.
Заключили контракты по маршрутам: №10 от СТ «Электрон» до улицы Коломийцева, граничащего с СНТ «Радонеж», №13 от «Белого города» до 12 километра, № 14 от 566 квартала ― до улицы Селекционная, № 46 от «Олимпийского» до Атаманской.
Фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
Электронные аукционы провели по шести троллейбусным и четырем автобусным муниципальным маршрутам. Не удалось заключить государственный контракт по одному из них ― №12.
В Ставрополе на муниципальные маршруты ежедневно выходит порядка 700 автобусов, из которых 280 ― новые низкопольные, включающие в себя 142 автобуса среднего класса. Более 64% автобусов краевой столицы оборудованы платежными терминалами.
Проезд и отслеживание
Стоимость проезда на муниципальных автобусных маршрутах выросла за год и варьируется от 28 до 30 рублей. Стоимость проезда на 48 маршруте составляет 32 рубля. С 1 января 2022 года после жалоб в миндор нарушителям среди перевозчиков объявлено 31 предостережение.
Поднимали и вопрос необходимости организации выделенных полос. Администрация города Ставрополя, перевозчики и общественники обсуждали это на заседаниях комиссии министерства дорожного хозяйства и транспорта. Однако к концу 2022 года они так и не появились.
К сожалению, онлайн можно отследить далеко не каждый городской маршрут. Перевозчики по-прежнему самостоятельно решают, будет ли их транспорт отображаться на карте. Редакция успела протестировать, как работает отслеживание в городе, и какие маршруты отображаются.
Что с дорогами?
Фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
В 2022 году были и проекты, которые реализовали для усовершенствования дорожной системы: достроили участок улицы Ивана Щипакина от проспекта Российского протяженностью 1,5 километра, привели в порядок дороги на улицах Ленина, Кавалерийская, Дзержинского и по переулкам Пражский и Баумана. Общая протяженность отремонтированных полотен ― 7 километров.
Как бы спорно ни звучало, модернизация добралась и до 17 светофоров ― на пересечениях улиц 50 лет ВЛКСМ и Шпаковской, Ленина и проспекта Кулакова, Западного обхода и Приозерной, Пригородной и Чапаева.
Фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
По данным краевого миндора, завершается ремонт 6,6 километра местных дорог, расположенных в частном секторе: проезд Невельский от улицы Краснофлотской, улицы Новая, Роз, Дзержинского, переезд Петрова, проезд Каменный от Льва Толстого, Батайский от улицы Полевая, улица Ленина, переезд Можайский, улица Лопатина, Ялтинская.
Всего в этом году в крае запланировано привести в порядок 344 километра дорожного полотна. На эти цели направлено более 7 миллиардов рублей.
Фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
В 2023 году планируется строительство и реконструкция дорог по бульвару Зеленая Роща, улицам Федеральная, Любимая, Добровольная, Духина, Серафимовская, Спокойная. Работы продлятся до 2024 года.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
― Одним из важных изменений стал запуск магистральных маршрутов. Это хорошая возможность показать ставропольчанам, что в городе есть не только ужасные маршрутки, которые работают абы как, но и нормальный транспорт. Еще одно ― проведение конкурса на 25 маршрутов. Несмотря на суды с предпринимателями, аукцион наконец-то вернул перевозки в правовое русло. До этого, по мнению компетентных органов, они осуществлялись вне правового поля.
Еще хорошее продвижение ― привлечение миндором общественности. Ни одно министерство в крае, я считаю, так не работает. Ведомство готово слушать конструктивную критику и взаимодействовать, ― комментирует спикер.
Как пользователь маршрута №46, Черняков отметил, что общественный транспорт стал комфортнее. Есть огрехи, но теперь появилась возможность спокойно уехать домой. Парк обновился, появилась возможность безналичной оплаты, перевозчики стараются подключиться к отслеживанию через онлайн-карты.
Фото: Иван Высочинский / Блокнот Ставрополь
― Останутся ли суды и конфликты с перевозчиками в прошлом году, сложно сказать. Какие-то разбирательства идут до сих пор и не факт, что к концу года закончится их рассмотрение. Будут ли новые конфликты, зависит только от подхода министерства и умения перевозчиков договариваться между собой.
Из актуальных проектов ― создание нового министерства, о котором говорилось на прямой линии губернатора. Считаю, что это хорошая идея, ибо руководитель региона видит определенную проблему, и что решать ее нужно системно. Возможно, что это даст дополнительные ресурсы. Локальная история ― запуск автобусов №12 и маршрута к военному госпиталю на Герцена.
Появились новости, что город принимает КСОТ (Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом ― прим. ред), не без замечаний. Стоит учесть, что документ не очень хорошего качества. Но тот факт, что процесс системной работы пошел ― уже хорошо. Также запустили тестирование карт «Тройка».
Считаю, что мы поднимемся с 73 строчки общероссийского рейтинга состояния общественного транспорта. Итоги этого года стоит зафиксировать и сравнить с будущим, ― подытожил собеседник.
Своим мнением поделились и ставропольчане. Они отметили, что в городе по-прежнему не хватает транспорта, цены на проезд можно сравнить с тарифами города-миллионника и комфорта им по-прежнему не хватает.
А с чем сталкивались ставропольцы в 2021 году, редакция так же рассказывала в итоговом материале за прошлый год.
Мариям Сартова
Новости на Блoкнoт-Ставрополь
Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?
ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ