Ставрополь Суббота, 20 апреля
Общество, 11.01.2021 13:31

Погибшие дети, отказы в медпомощи и коронавирус: каким был 2020 год для здравоохранения на Ставрополье

Редакция «Блокнота» продолжает анализировать итоги минувшего 2020 года. Сегодня мы вспоминаем, что произошло за это время в сфере здравоохранения.

Более 1 800 нарушений законодательства в сфере здравоохранения выявили в 2019 году работники краевой, городских и районных прокуратур Ставрополья, о чем стало известно в начале 2020 года. Жители края требовали отправить главу минздрава в отставку. Так и случилось — в апреле, через месяц после того, как новая коронавирусная инфекция «приехала» в регион, Виктор Мажаров, возглавлявший министерство 11 лет, вдруг покинул пост. Несколько месяцев ведомством руководил его первый заместитель Юрий Литвинов, а в июне на должность министра здравоохранения Ставропольского края был назначен Владимир Колесников.

мажаров колесников.jpg
Виктор Мажаров / Владимир Колесников. Фото: Ставропольская Правда / ГТРК «Ставрополье»

А пока происходили все эти кадровые перестановки в ключевой для прошедшего года сфере здравоохранения — CoVID-19 продолжал набирать обороты в регионе.

Пандемия, которая добралась до края в марте с помощью инфекциониста Ирины Санниковой, безусловно, затронула все сферы нашей жизни. Но именно система здравоохранения приняла на себя наибольший удар. Больницам, врачам и медперсоналу, а также их руководству, пришлось в кратчайшие сроки перестроить свою работу и научиться не только жить в условиях пандемии, но и оказывать помощь.

санникова.png
Ирина Санникова. Фото: СТВ

С 18 марта в крае начал действовать режим «повышенной» готовности, а позднее появилась административная ответственность за нарушение самоизоляции. С этого начался ставропольский «локдаун», продлившийся около двух месяцев. Целью таких мер было дать местной системе здравоохранения время на подготовку к неизбежному росту заболеваемости коронавирусом. Помогла ли эта подготовка? На 31 декабря 2020 года в крае было 35 007 только зарегистрированных случаев заражения, а 733 человека погибли от осложнений, вызванных CoVID-19.

plashka_perekhoda.jpg

При этом официальная статистика неизбежно вызывает вопросы, когда на Ставрополье до сих пор существуют явные проблемы с диагностикой коронавируса.

Еще в марте в «Блокнот» обращались с жалобами, что в крае негде протестироваться на наличие вируса. Спустя месяцы мало что изменилось — ставропольская семья в полном составе страдала от симптомов, но провериться заболевшие так и не смогли. А у другого пациента коронавирус выявили «задним числом» и только благодаря настойчивости родственников — тесты показывали отрицательные результаты, а спустя месяц в крови каким-то образом появились антитела. И даже частные лаборатории не спасают — результатов теста жителям края пришлось ждать больше недели, а за это время заболевший человек может заразить множество других. Сколько недиагностированных пациентов на Ставрополье, и сколько смертей «от пневмонии» на самом деле было вызвано CoVID-19 — неизвестно.

plashka_perekhoda.jpg

Как сообщили «Блокноту» в пресс-службе минздрава, на 2020 год на здравоохранение было предусмотрено 16,4 миллиарда рублей из бюджета Ставропольского края. Из них было израсходовано около 14 миллиардов. Кроме этого, в начале 2020 года Ставропольский край получил 1,1 миллиарда рублей на ремонт и строительство медучреждений.

При этом на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции с начала пандемии минздраву выделили более 4,5 миллиардов рублей, из которых уже потрачено 3,9 миллиарда. Из них 1,3 миллиарда ушли на закупку оборудования в медучреждения края.

ivl.jpg

«Медицинскими учреждениями получено реанимационное, диагностическое оборудование (в т.ч. компьютерные томографы), лабораторное оборудование   для проведения этиологической диагностики новой коронавирусной инфекции COVID-19 методами амплификации нуклеиновых кислот и др. необходимое оборудования для диагностики и лечения пациентов, холодильное оборудование для хранения вакцины против новой коронавирусной инфекции, кислородное оборудование и обеспечение доступа к кислородным точкам», — рассказали в ведомстве.

Глядя на эти цифры, сложно не вспомнить долгую войну сельчан из Побегайловки. С приходом пандемии жители лишились единственной больницы, а местная амбулатория не имеет лицензии. Дошло даже до того, что врачи осматривали детей в неотапливаемом «пазике». И только к концу декабря побегайловцы наконец добились получения медпомощи в человеческих условиях.

побегайловка.jpg

Выделенных миллиардов, судя по многочисленным обращениям медиков в редакцию, попросту не хватило на средства индивидуальной защиты для врачей. В марте терапевт перинатального центра, через который ежедневно проходят сотни молодых мам, «получила» от руководства за требование обеспечить ее и коллег защитными костюмами. А врачи из Зеленокумска по сей день вынуждены «растягивать» срок службы СИЗ-ов, потому что медучреждение не обеспечивает сотрудников стандартным количеством.

При этом в марте губернатор края Владимир Владимиров заявлял, что как минимум маски начнут производить в регионе и «раздавать людям бесплатно». Производство действительно началось.

«Для реализации проекта ГУП СК «Ставропольфармация» Правительством Ставропольского края были выделена целевая субсидия на организацию производства масок медицинских на территории Ставропольского края. Производительность масок медицинских ГУП СК «Ставропольфармация» в месяц составляет 211200 штук и соответственно 2534400 штук в год», — рассказали «Блокноту» в минздраве.

Однако с бесплатной раздачей, ожидаемо, не сложилось. Напротив, цены на маски в аптеках подскочили вскоре после губернаторского заявления. К концу года стоимость средств защиты снизилась, но к «препандемийной» отметке так и не вернулась.

plashka_perekhoda.jpg

На дополнительные «ковидные» выплаты медикам планировалось направить 2 миллиарда рублей, из которых было потрачено 1,8 миллиарда, рассказали «Блокноту» в минздраве. Однако и здесь не все гладко.

f268259d632a12a9e7b87b12621757cc.jpg
Фото: solidarnost.org

За год в редакцию обращались медики из Невинномысска, Кочубеевского района, Зеленокумска. Рискуя потерять работу, врачи рассказывают, что щедро обещанную властями поддержку приходится «выбивать» из руководства и из минздрава. А медработникам из Дивного и Круглолесского вообще приходилось «воевать» не за выплаты, а за собственную зарплату — начальство шло на разные ухищрения, лишь бы сэкономить на «простаивающих» из-за пандемии сотрудников.

plashka_perekhoda.jpg

«Одним из основных направлений работы министерства здравоохранения Ставропольского края в 2020 году и главной задачей было и остается оказание медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией. При этом ведомству удалось обеспечить устойчивость и жизнеспособность краевого здравоохранения, сохранить возможности для оказания профильной, специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи», — заявляет минздрав.

В марте в больнице Изобильненского района погибла четырехлетняя девочка. По словам родителей, причиной смерти ребенка стала не оказанная вовремя медицинская помощь. Через пару месяцев аналогичным образом в Благодарненской больнице скончался 16-летний юноша. В сентябре, не дождавшись скорой помощи, которая ехала восемь часов, погибла пенсионерка с больным сердцем.

758696.jpg

За год в редакцию «Блокнота» с историями об отказе в медпомощи обратились: жительница Ставрополя, со слезами выпросившая у городской поликлиники снятие швов; пятигорчанин с CoVID-19, для которого не нашлось места в больнице; ставропольчанка, добивавшаяся госпитализации неделю; женщина из Светлограда, которая из-за неправильного диагноза не смогла получить необходимого лечения; ставропольчанка, которой отказали в экстренной помощи в краевом госпитале; дочь пенсионера с тяжелой формой коронавируса, которому отказали в госпитализации — и это только некоторые из случаев, в каждом из которых на кону стояли жизнь и здоровье людей.

plashka_perekhoda.jpg

«В 2021 году будет продолжена реализация нацпроекта «Здравоохранение», а также начнется внедрение программы модернизации первичного звена здравоохранения. В рамках программы в целях создания оптимальной инфраструктуры медицинских организаций предусмотрено осуществление нового строительства, реконструкции, капитального ремонта медицинских организаций, структурных подразделений», — рассказали в минздраве о планах на наступивший год.

В 2020 году пандемия CoVID-19 «вскрыла» огромное количество несовершенств в системе здравоохранения Ставропольского края. Острая нехватка финансирования, наплевательское отношение к медикам и пациентам со стороны руководства на разных уровнях, ветхие больницы и недостаток оборудования стоили жизней и здоровья людей. Научится ли регион на своих ошибках и будет ли 2021 более «здоровым» для жителей края — узнаем через год.

Алиса Татарова

Новости на Блoкнoт-Ставрополь

Столкнулся с бедой, а власти не помогают? Заснял что-то необычное? Есть чем поделиться? Или хочешь разместить рекламу на наших площадках?

ПРИСЛАТЬ НОВОСТЬ

  Тема: Итоги 2020 года Ставрополь  Коронавирус  
СтавропольСтавропольский крайкоронавируситоги годаздравоохранениепандемияминздрав
0
0